Психологические аспекты подготовки спортсменов с интеллектуальными нарушениями в спортивной гимнастике
ˑ:
Кандидат педагогических наук И.В. Новиков
Южно-Уральский государственный университет (Научно-исследовательский университет), Челябинск
Цель исследования – выявить влияние психологического сопровождения тренировочного процесса спортсменов с интеллектуальными нарушениями на рост физической подготовленности в спортивной гимнастике.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в три этапа и включал проведение опытно-экспериментальной работы с детьми с нарушениями интеллекта, в котором приняли участие 20 мальчиков с интеллектуальными нарушениями в возрасте 10-14 лет. Испытуемые были разделены на две группы по 10 человек в каждой. Занятия в контрольной группе проводились без дополнительного анализа психологического состояния детей, а в экспериментальной группе проводилось наблюдение за психоэмоциональным состоянием занимающихся и корректировались методы и средства тренировки с учетом фиксируемых изменений.
Результаты исследования и выводы. Результаты тестирования физической подготовленности показали эффективность тренировок по экспериментальной методике с учетом психологического сопровождения занимающихся. Дети экспериментальной группы делали больше подходов на гимнастические снаряды для выполнения упражнений, занимались с большим энтузиазмом и интересом, по сравнению с мальчиками контрольной группы.
Таким образом, психологическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями во время занятий спортивной гимнастикой способствует повышению показателей физической подготовленности. Психологические аспекты в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями могут оказывать значительное влияние на результативность тренировки.
Ключевые слова: адаптивный спорт; психологическое сопровождение; спортивная гимнастика; дети с интеллектуальными нарушениями; физическая нагрузка; физические качества; методика тренировки.
Литература
- Дурнева М.А. Изучение сформированности кругозора в сфере физической культуры и спорта у обучающихся с интеллектуальными нарушениями / М.А. Дурнева // Символ науки. – 2022. – № 6-2. – С. 62-67.
- Киселева Т.Г. Психологические особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями / Т.Г. Киселева, Ю.В. Рогунова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – № 2. – С. 9.
- Королев П.Ю. Развитие гимнастики в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями / П.Ю. Королев, З.А. Абиев // Вестник спортивной науки. – 2021. – № 3. – С. 84-88.
- Окунев А.В. Особенности психофизиологической подготовки как условие достижения спортивной формы / А.В. Окунев, Д.Ю. Трапезников, Б.В. Тюгашкин и др. // Вестник науки и творчества. – 2024. – № 6 (97). – С. 58-61.
- Почекунина О.О. Трудности обучения подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями как ориентиры для проектирования программ учебно-тренировочных занятий специальным хоккеем / О.О. Почекунина, А.А. Симагина, И.С. Марьин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2023. – № 3. – С. 64-73.
- Светличная Н.К. Коррекционно-педагогическое воздействие на сенсомоторное развитие детей с нарушениями интеллектуального развития // Academic research in educational sciences. – 2022. – № 1. – С. 379-386.
- Федулова Д.В. Сравнительный анализ психологических особенностей детей-спортсменов с умственной отсталостью / Д.В. Федулова, Л.Н. Рогалева, Н.Б. Серова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2022. – № 2. – С. 211-217.


