Донозологическая диагностика влияния цифрового образа жизни на показатели адаптации студентов-спортсменов 18-21 года

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор Т.Е. Батоцыренова1
Доктор биологических наук, профессор С.Н. Филиппова2
Кандидат технических наук, доцент А.Н. Корольков3
1Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир
2Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Московская область
3Государственный университет просвещения, Москва

Цель исследования – выявление показателей адаптации и состояния РС студентов-спортсменов в условиях цифровизации учебной и повседневной жизнедеятельности посредством средств донозологической диагностики (ДД).
Методика и организация исследования. Обследованы 67 студентов в возрасте 18-21 года 1-го курса факультета ФК МГОУ в июне 2021 г. – в период летней экзаменационной сессии, что являлось для первокурсников  периодом высоких IT-нагрузок в связи с  карантинными ограничениями по COV ID-19. Диагностику вариабельности сердечного ритма (ВСР) проводили аппаратно-программным комплексом (АПК) «Варикард-экспресс» (произв. ООО «Медсистемы», г. Зеленоград), вычисляющих 20 показателей функций сердечно-сосудистой системы (ССС), время измерения ЭКГ 3 минуты.
Результаты исследования и выводы. Данные донозологического обследования студентов физкультурных специальностей показали, что использование цифровых технологий для занятий и в период сессии оказывает не только дезадаптирующее, но и патологизирующее влияние на обучающихся. Число студентов в 2021 г. со срывом адаптации (18%) возрастает в шесть раз, по сравнению со студентами, не занимающимися ФК (3%) в 2008 г. Базируясь на данных, что состояние дезадаптации студентов-спортсменов было пролонгированным, рекомендовано проводить реабилитационно-восстановительные  занятия средствами АФК. 

Ключевые слова: адаптация, донозологическая диагностика, здоровье, мониторинг здоровья, студенты, цифровая учебная среда.

Литература

  1. Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А. Агаджанян,  Р.М. Баевский. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.
  2. Батоцыренова Т.Е. Исследование функционального состояния организма студентов в различные периоды обучения в вузе / Т.Е. Батоцыренова, М.Е. Дмитриева и др. // Эколого-физиологические проблемы адаптации. – Сочи, 2015. – С. 17-19.
  3. Батоцыренова Т.Е. Донозологический подход к оценке уровня здоровья / Т.Е. Батоцыренова, Ю.А. Миронова, М.М. Блохин и др. // Физическая культура, спорт, наука и образование: Сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию каф. Физического воспитания и спорта МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – С. 71-75.
  4. Казначеев В.П. Донозологическая диагностика и практика массовых обследований населения / В.П. Казначеев // Очерки теории и практики экологии человека. Монография. Серия «Современ. проблемы биосферы. – М.: Наука, 1983. –  С. 211-222.
  5. Казначеев В.П. Индивидуальные особенности адаптационных реакций у человека и проблема донозогической диагностики / В.П. Казначеев,  Р.М. Баевский //  Адаптация и проблемы общей патологии. – Новосибирск: Наука, 1974. – Т. 2. – С. 9-13.