Формирование готовности к работе оператором беспилотных летательных аппаратов в аспекте теоретического анализа

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент М.С. Леонтьева1
А.И. Лобанов1

Кандидат педагогических наук К.М. Берулава1
1Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

Цель исследования – теоретический анализ основных подходов к определению категории «готовность», ее компонентов, а также ключевых методологических принципов, определяющих процесс подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с позиций интегративного подхода.
Результаты исследования и выводы. Показано, что «готовность» является многоаспектным понятием, включающим в себя синтез качеств личности, выраженный в интегративной ее характеристике, и деятельность, выраженную в умениях, навыках, компетенциях. Таким образом, готовность к деятельности операторов БПЛА необходимо рассматривать как сложное явление, состоящее из различных компонентов, которые в совокупности определяют способность человека к восприятию и усвоению новых знаний и навыков. Формирование готовности к деятельности операторов БПЛА является комплексным процессом, который требует внимания ко всем аспектам – от психологической и физической подготовки до технических знаний и навыков командной работы. Это обеспечит успешное освоение необходимых компетенций и повысит эффективность работы операторов в экстремальных условиях.

Ключевые слова: готовность, деятельность, оператор БПЛА, интегративный подход, профессиональная подготовка.

Литература

  1. Горбунова В.А. Междисциплинарный подход к сущности феномена «готовность» / В.А. Горбунова // Инновационное развитие современной науки: Актуальные вопросы теории и практики: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 98-102.
  2. Ермаков К.С. Исследование современных подходов к обучению и разработке квалификационных требований к пилоту/оператору беспилотной авиационной системы в соответствии со стандартами ИКАО / К.С. Ермаков // Научный Вестник МГТУ ГА. – 2023.  – № 01. – Т. 26. – С. 34-48.
  3. Караяни А.Г. Психологические и психофизиологические особенности деятельности операторов боевых беспилотных летательных аппаратов / А.Г. Караяни, А.Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. –  2021.  – № 1 (84). – С. 6-15.
  4. Кочкаров А.А. Прикладные упражнения, направленные на повышение специальной физической подготовленности курсантов. Совершенствование физической подготовки  курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств / А.А. Кочкаров, И.А. Кошбахтиев // Материалы международной электронной научно-практической конференции. Иркутск: – 2009. – С. 166-169.
  5. Леонтьева М.С. Теоретические аспекты определения сущности готовности к обучению в сфере физического воспитания / М.С.Леонтьева // Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: Тезисы докладов Всерос. юбилейной науч.-практич. конф. – Тула, 1998. – С. 39-41.
  6. Прохорова М.В. Целостная модель компетенций пилотов гражданской авиации / М.В. Прохорова, А.Л. Ларина, Н.В. Ямушева // Психолог. – 2017. – № 6. – С. 40-58.
  7. Узнадзе Д.Н. Общая психология / отв. ред. И.В. Имедадзе / Д.Н.Узнадзе. –  М.; СПб.: Смысл; Питер, 2004. – 412 с.
  8. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1986. – 590 с.