Физическая культура в системе аграрного образования в СССР и Российской Федерации: сравнительный анализ
ˑ:
Доктор исторических наук, доцент А.Б. Оришев1
Доктор философских наук, профессор А.А. Мамедов1
Кандидат исторических наук С.А. Миронюк1
1Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва
Цель исследования – определить место и роль физической культуры и спорта в системе аграрного образования в СССР и Российской Федерации, осуществив их сравнительный анализ.
Методика и организация исследования. Использовались следующие методы: включенное и невключенное наблюдение за физкультурниками, интервью с преподавателями физкультуры и спортивными тренерами, социологический опрос студентов-первокурсников. На примере ведущего аграрного вуза страны – Тимирязевской академии, продемонстрирована эволюция подходов к преподаванию физической культуры в СССР и Российской Федерации.
Результаты исследования и выводы. Приведены данные о преподавании физической культуры в Тимирязевской академии в разные периоды ее истории. Выявлены результаты социологического опроса среди студентов Тимирязевской академии, согласно которым подавляющее большинство студентов положительно относятся к нормам ГТО, являвшимся нормативной основой советской системы физического воспитания. В вузе принята Программа развития физкультуры и спорта на 2021-2030 гг., одной из направлений которой является популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Главный научный результат: обоснована своевременность обращения к позитивным наработкам советской эпохи, но с учетом современных реалий. Именно такой подход реализуется в Тимирязевской академии.
Ключевые слова: физическая культура, аграрное образование, СССР, современная система образования.
Литература
- Астратова Г.В. О роли и месте физкультуры и спорта в системе высшего образования. Анализ с позиций институционального маркетинга / Г.В. Астратова, М.А. Кочерьян // Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 4(45). – С. 18-31.
- Борисова Н.Ю. К вопросу о социальной значимости физической культуры / Н.Ю. Борисова // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2018. – № 3(19). – С. 137-141.
- Ивахненко Г.А. Проблемы и перспективы вузовского физкультурного образования / Г.А. Ивахненко, В.В. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – С. 111-114.
- Оришев А.Б. Тайны российской аграрной науки / А.Б. Оришев. – Б.М.: Издательские решения, 2016. – 398 с.
- Arcos H. G., Arevalo R. M., Espino Y. G. Characterization of the training of research skills in the career of physical culture in Ecuador // Podium. 2017. Vol. 12. № 2. pp. 74–85.
- Dyachenko, T.L. Physical Culture of Agrarian University Students / T.L. Dyachenko, V.V. Vucheva // Theory and Practice of Physical Culture. – 2013. – No. 9. – P. 2. – EDN TZLIGP.
- Martinez-Palacios, S., Elizalde-Núñez, H., Fernández-Hernández, A.F. The personalized evaluation of University Physical Education: a necessity in the educational process // Ciencia y Deporte. 2020. Vol. 5. № 2. pp. 59–70.


