Условия формирования навыков владения булавами в художественной гимнастике в соответствии с координационным профилем упражнений

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Супрун1
Доктор педагогических наук, профессор Р.Н. Терехина1
Аспирант А.С. Ожиганова1
И.А. Лунина1

1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта

Цель исследования – научно обосновать условия и задачи формирования навыков владения предметом в художественной гимнастике в соответствии с координационным профилем упражнений.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели проведена экспертная оценка техники выполнения базовых элементов работы булавами 15 высококвалифицированными спортсменками НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Исследование проводилось в подготовительный период с сентября по декабрь 2024 года.
Результаты исследования и выводы. Определены ведущие виды координационные способности для каждого вида технических элементов с булавами, а также  конкретные задачи развития координационных способностей для каждого вида технических элементов с булавами. Выявлено, что одними из задач является научить гимнасток варьировать высоту центра тяжести булав при воспроизведении вращательных движений для мельниц; вооружить гимнасток методическими приемами для формирования умения регулировать направление падения предмета при реализации бросковых действий двумя булавами.

Ключевые слова: художественная гимнастика, индивидуальный профиль гимнасток, координационный профиль упражнений.

Литература

  1. Бердичевская Е.М. Проблемы асимметрии статического равновесия в эстетической гимнастике / Е.М. Бердичевская, Т.В. Борисенко // Адаптация в спорте состояние, перспективы, проблемы: материалы Междунар. науч. конф. − 2009. − С. 12-15.
  2. Ботяев В.Л. Стабильность индивидуального профиля развития координационных способностей как критерий отбора и прогнозирования успешной специализации в сложнокоординационных видах спорта / В.Л. Ботяев, В.В. Апокин // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 7. – С. 87-90. – EDN MSLUTM.
  3. Малука М.В. Индивидуальный профиль асимметрии гимнасток 8-10 лет, специализирующихся в эстетической гимнастике // М.В. Малука, А.С. Апрыщенко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2018. – № 1. – С. 173-174.
  4. Тристан В.Г. Возможности локального альфа-стимулирующего тренинга: изменение индивидуального профиля двигательных функциональных асимметрий и самооценки типа ВНД, как возможная основа психологической защиты / В.Г. Тристан, К.В. Тристан // Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации Материа­лы VI-VII научно-практической конференции. – 2016. – С. 61-63.
  5. Тришин А.С. Индивидуальный профиль асимметрии как фактор двигательного стереотипа квалифицированных спортсменов / А.С. Тришин, Е.С. Тришин, Ю.А. Кудряшова и др. // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2020. – № 3. – С. 30.