Педагогические условия духовно-нравственного воспитания личности подростков и молодежи в процессе спортивной деятельности

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким1, 2
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
М.А. Комлев2, 3
Ю.И. Ерина1

1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Московский политехнический университет, Москва
3Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Цель исследования – обосновать педагогические условия направленного воспитания личности спортсменов на основе определения особенностей сопряженной актуализации духовно-нравственных качеств, их кластерной и факторной соорганизации.
Методика и организация исследования. В ходе анкетирования с участием 48 спортсменов осуществлялась оценка личностной весомости духовно-нравственных качеств, их последующей соогранизации.
Результаты исследования и выводы. В опоре на особенности сопряженной актуализации духовно-нравственных качеств у юных спортсменов, их кластерную и факторную соорганизацию, выделены педагогические условия их направленного воспитания, в перечне которых: понимание факта, о том, что духовно-нравственные опоры – избирательны по содержанию, конкретны, немногочисленны, личностно определены, и присвоение нового качества как ценностно-регулятивной основы поведения – происходит пролонгированно; учет преемственности их последовательно-восходящей соорганизации в кластерах; гармонизирующее определение педагогических идей, раскрывающих духовно-нравственное качество, содержательно отражающее весомые факторы; коллективная спортивная деятельность по направленному воспитанию личностных качеств непосредственного целевого и опосредованного воспитывающего влияния личности одного спортсмена на другого; процесс направленно организованного воспитания качеств и проявлений личности в деятельности и взаимодействии.

Ключевые слова: педагогические условия, духовно-нравственные качества, воспитание, спортивная деятельность, подрастающее поколение.

Статья подготовлена в рамках проведения работ по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации «Трансформация теоретико-методологических и практических основ военно-патриотического воспитания детей и молодежи в Российской Федерации, механизм формирования единого педагогического пространства».

Литература

  1. Амвросьев Я.А. Педагогическое обеспечение гармоничного развития школьников-спортсменов: специальность 13.00.01 «Общ. педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Я.А. Амвросьев // Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. – Якутск, 2003. – 18 с.
  2. Галкин С.В. Методика спортивно-патриотического воспитания учащихся детско-юношеских спортивных школ: автореф. дис. … канд. пед. наук: специальность 13.00.04 / С.В. Галкин // Волгогр. гос. акад. физ. культуры. – Волгоград, 2005. – 28 с.
  3. Ерина Ю.И. Оценка сформированности нравственных основ личности спортсменов 13–15 лет // Ю.И. Ерина, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2023. – Т. 18. – № 2. – С. 9–16.
  4. Ким Т.К. Активизация профессионального самосознания студентов в условиях акутализации социальной значимости государственных проектов и научных исследований в сфере физической культуры и спорта / Т.К. Ким, Н.В. Тамарская, Г.А. Кузьменко, Н.Н. Жеребкин // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 6. – С. 9–11. – EDN RJRVXM.
  5. Лубышева Л.И. Развитие национальной спортивной культуры сквозь призму решений олимпийских проблем / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 9. – С. 101. – EDN DOCUDL.
  6. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т./ Д.И. Фельдштейн. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. – Т. 1. – 586 с. – С. 224.