Развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в сфере преподавания физической культуры

ˑ: 

Кандидат юридических наук, доцент Ю.С. Жариков1
Кандидат юридических наук, доцент Т.А. Лахтина1
Кандидат юридических наук, доцент Ю.М. Саранчук1
Кандидат юридических наук, доцент М.С. Азаров1
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Цель исследования – определение потенциала и степени влияния национальной (этнической) компоненты дисциплин по физической культуре на формирование единой гражданской идентичности молодежи, состояние духовно-нравственного воспитания и межкультурных коммуникаций, а также уровня осведомленности обучаемых о национальных видах спорта и культурно-этнических играх народов Российской Федерации.
Методика и организация исследования. Проведено анкетирование в форме анонимного интернет-опроса 307 студентов вузов различных регионов России; анкетирование 50 студентов бакалавриата и специалитета Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова также в форме анонимного интернет-опроса. Для выявления возможностей разработки национальных (этнических) компонент спортивных дисциплин в процессе реализации предмета «Физическая культура» осуществлен анализ рабочих программ общеобразовательных школ и вузов в субъектах Российской Федерации как с моноэтническим, так и с полиэтническим составом населения.
Результаты исследования и выводы. Модернизация рабочих программ по физической культуре в школах и вузах России путем включения в их содержание компонентов национальных (этнических) видов спорта и игр народов России, а также системное встраивание преподавания физической культуры в цикл учебных предметов, ориентированных на изучение национальной культуры, истории и литературы, этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации, приведет к повышению уровня осведомленности обучающихся в сфере формирования единой гражданской идентичности молодежи.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, национальные спортивные состязания и игры, гражданская идентичность, толерантность.

Литература

  1. Анжиганова В.Н. Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры / В.Н. Анжиганова // Образовательный альманах. 2018. № 11. – URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/06/statya_obrazovat.alma....
  2. Карась Т.Ю. Славянские традиции в отечественном физическом воспитании / Т.Ю. Карась // Славянская культура: традиции физического воспитания в жизни славян: материалы Региональной научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре, 09 октября 2020 г.) / Под ред. Е.И. Лапоухова. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2020. – С. 28-32.
  3. Королева А.Ю. Этнопедагогические традиции народной физической культуры в патриотическом воспитании / А.Ю. Королева, Д.А. Коренева / Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции «Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты». Кишинев, 21 октября 2021 года. – Нефтекамск, 2021. – С. 52-55.
  4. Токтарбаев Д.Г. Роль физической культуры в этнокультурном воспитании студентов вуза / Д.Г. Токтарбаев // Вестник Карагандинского университета. Серия Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 40-44.
  5. Хафиза О.А. Теоретические концепции и понятие этнокультуры / О.А. Хафиза // Oriental Artand Culture. – 2023. – № 4. – С. 163-167.
  6. Ягодин В.В. Этнопедагогические традиции народной физической культуры традиционного общества как социально-педагогический феномен / В.В. Ягодин // Образование и наука. – 2005. – № 5. – С. 44-51.