Дистанционные образовательные технологии в спортивных вузах в аспекте социологического анализа
ˑ:
Л.Н. Швецова1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Ушакова2
1Московский университет «Синергия»
2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Цель исследования – выявить тенденцию, определяющую отношение обучающихся спортивных вузов к дистанционным образовательным технологиям.
Методика и организация исследования. Проведено пилотное социологическое исследование среди студентов РУС «ГЦОЛИФК» 4-го курса очной формы обучения направления подготовки «Физическая культура» в 2023 и 2024 гг. В опросе приняли участие 229 человек 2023 г. и 229 человек 2024 г. Возраст опрашиваемых составил в 2023 г. 19-33 года, в 2024 году 20-30 лет. Опрос направлен на выявление мнения (оценки) респондентов по отношению к применению дистанционных образовательных технологий в спортивном вузе. Студентам было предложено ответить на вопросы анкеты.
Результаты исследования и выводы. Проведенное пилотное социологическое исследование позволило выявить тенденцию, определяющую отношение обучающихся спортивных вузов к дистанционным образовательным технологиям. Студентам нравится применение дистанционных образовательных технологий 2023 г. (58,5%), 2024 г. (61,3%) и интерес к ним не снижается. Качество образования выше, по мнению респондентов, если в вузе применяется смешанный формат обучения (дистанционное и офлайн обучение) – 58,9% (равный процент в 2023 и 2024 гг.). Большая часть студентов и в 2023 г., и в 2024 г. считает, что нежелательно в вузе все занятия проводить дистанционно – 60,3% и 64,1%, соответственно. Также нежелательно, чтобы все занятия в вузе проводились только в режиме офлайн – 55% в 2023 г., 61,6% в 2024 г. Студенты в большей степени отдают предпочтение проведению дистанционно лекционных занятий – 60,3% (2023 г.) и 64,1% (2024 г.) и активно выступают против дистанционных семинарских занятий – 82,1% (2023 г.) и 84,3% (2024 г.). Результаты социологического опроса демонстрируют сознательный и ответственный подход обучающихся к качеству получаемого образования, высокий интерес к применению дистанционных образовательных технологий, с одной стороны, другой стороны – обучающиеся осознают важность и значимость живого диалога между ними и преподавателем, между самими обучающимися в режиме офлайн.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, офлайн обучение, пилотное социологическое исследование, анкета.
Литература
- Долгих Ф.И. Юридическое образование в России в свете больших вызовов: монография / Ф.И. Долгих. – М.: Университет «Синергия», 2020. – 106 с.
- Фромм Э. Душа человека: Сб.: Пер. с англ. / Э. Фромм. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – 572, [4] с. – (Philosophy).
- Швецова Л.Н. Образовательные технологии в вузах со спортивной подготовкой: вызовы времени / Л.Н. Швецова, Н.А. Ушакова // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 4. – С. 51. – EDN MAKVDO.
- Швецова Л.Н. Обучение и воспитание личности в условиях цифровой трансформации спортивного образования / Л.Н. Швецова, Н.А. Ушакова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 5. – С. 53. – EDN QWVOPJ.
- Швецова Л.Н. Дистанционное обучение в спортивных вузах глазами обучающихся / / Л.Н. Швецова, Н.А. Ушакова // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 6. – С. 79. – EDN QFNUNN.


