Синергетическая модель баланса виртуальной и физической активности подростков в цифровую эпоху
ˑ:
Магистр Цзэн Цзэкунь1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Осипенко1, 2
1Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель
2Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, Гомель
Цель исследования – разработать и теоретически обосновать синергетическую модель баланса виртуальной и физической активности подростков 12-18 лет в условиях цифровой трансформации общества.
Методика и организация исследования. На основе анализа данных ВОЗ и пилотной апробации в спортивной школе (N=60) предложена модель, интегрирующая пять функциональных блоков: образовательно-методологический, мотивационно-стимулирующий, регуляторно-инфраструктурный, диагностико-адаптивный и социокультурный. Модель реализуется через образовательные программы, геймификацию, цифровые инструменты мониторинга и культурные практики. В исследовании использованы методы анализа литературы, анкетирования и качественной оценки данных.
Результаты исследования и выводы. Промежуточные результаты апробации модели показали снижение экранного времени на 15-20% и рост физической активности на 20-30%. Ключевые механизмы функционирования – петля положительной обратной связи, динамическое планирование активностей и контентная симметрия. Петля положительной обратной связи создает мотивацию через взаимосвязь цифровых и физических достижений. Динамическое планирование обеспечивает персонализацию расписания активностей, учитывая биоритмы, учебную нагрузку и сезонные факторы. Контентная симметрия предлагает программы физических упражнений, соответствующие времени, проведенному за цифровыми устройствами. Модель способствует формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, снижая риски гиподинамии и цифрового выгорания. Апробация модели продолжается, что позволит уточнить ее эффективность на расширенной выборке.
Ключевые слова: синергетическая модель, баланс активностей, подростки, цифровые технологии, физическая активность, гиподинамия.
Литература
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Социальная психология и общество. 2023;14(3):11–30.
- Guthold, R., Stevens, G., et al. Global trends in insufficient physical activity among adolescents: a pooled analysis of 298 population-based surveys with 1.6 million participants. The Lancet Child &Adolescent Health. 2019;4(1):23–35.
- Haken, H. Synergetics: An Introduction. Berlin: Springer; 1983. – 399 p.
- Smith, A., et al. Screen Time vs. Gym Time: Balancing Digital and Physical Worlds in Teenagers. Pediatrics & Adolescent Medicine. 2021;154(2):89–97.
- Wang, Y., Kim, H. #FitTeens: Social Media Influence on Physical Activity. Computers in Human Behavior. 2019; 101:303–310.
- WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour. Geneva: World Health Organization; 2020. – 94 p.


