Повышение стрессоустойчивости китайских студентов в условиях пандемии на основе физкультурно-оздоровительной методики
ˑ:
Доцент, аспирант Сюэюнь Хэ1, 2
Кандидат психологических наук, доцент Н.С. Шумова1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Байковский1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
2Хубэйский университет национальностей, Хубэй, Китай
Цель исследования – определить эффективность комплексной физкультурно-оздоровительной методики повышения стрессоустойчивости китайских студентов в условиях пандемии.
Методика и организация исследования. В работе использовалась батарея психодиагностических тестов. Все измерительные процедуры были проведены до начала эксперимента и после его завершения. Из студентов-добровольцев, находившихся в условиях социальной изоляции, были сформированы контрольная группа (занимавшаяся физической культурой по программе университета) и две экспериментальные группы, дополнительно занимавшиеся в соответствии с разработанной комплексной физкультурно-оздоровительной методикой аэробикой (ЭГ-1 «Аэробика») и бегом (ЭГ-2, «Бег»).
Результаты исследования и выводы. Адаптацию к условиям социальной изоляции затрудняют ситуативные детерминанты, способные провоцировать психоэмоциональные нарушения у студентов, ухудшающие межличностные отношения, деформировать Я-концепцию, ухудшать физическое и психическое здоровье. Комплексная физкультурно-оздоровительная методика включает в себя сочетания физических упражнений по аэробике и легкой атлетике, психологический тренинг, мониторинг и консультирование для повышения стрессоустойчивости и психического здоровья студентов в условиях социальной изоляции в период пандемии COVID-19. Использование разработанной комплексной физкультурно-оздоровительной методики позволило повысить стрессоустойчивость, сформировать целостный контур психофизиологической регуляции деятельности, оптимизировать взаимоотношения, сохранить психическое здоровье студентов в условиях социальной изоляции в период пандемии Covid-19, чтодоказывает ее эффективность.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная методика, средства аэробики и легкой атлетики, психическое здоровье, ожирение, социальная изоляция, депривация, астенизация.
Исследование проведено в рамках проекта Хубэйского университета национальностей: "Преподавание, исследования и реформы на уровне школы 2023" (2023JY035). Название проекта: "Теория и практика первоклассных курсов специальностей в местных этнических университетах". На примере провинциального курса "Этническая фитнес-гимнастика".
Литература
- Зинченко Ю.П. Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / под ред. Ю.П. Зинченко. – Москва: Изд-во Московского университета, 2021. – 597с. – (Электронное издание сетевого распространения). ISBN 978-5-19-011643-4 (e-book) DOI 10.11621/rpo.2021.00
- Туркулец С.Е. Социальная стигматизация в период пандемии / С.Е. Туркулец, А.В. Туркулец, Е.В. Листопадова, М.В. Сокольская // Социодинамика. – 2020. – №5. – C. 11-25. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2020.5.32945.
- Шумова Н.С. Разработка и реализация консультативно-оздоровительных программ коррекции психологического здоровья студентов вузов в условиях социальной изоляции: учебное пособие / Н.С. Шумова, СюэюньХэ, Ю.В. Байковский – М.: Сам полиграфист; ГЦОЛИФК, 2024. – 301 с.
- China Sports Science and Technology. – 2001. – №37(8). – С. 3-5.


