Использование российской спортивной символики в обучении студентов на занятиях по дисциплине «Русский язык как иностранный»

ˑ: 

Кандидат филологических наук, доцент Е.В. Лаврушина1
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Харитонова1
Л.И. Успенская1
Л.В. Панова1

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Цель исследования – актуализация использования лексико-грамматических средств спортивного дискурса, тематически связанных с понятиями государственной символики страны, в обучении иностранных студентов в российском вузе.
Методика и организация исследования. Базой исследования выступил Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Москва). При определении и описании различных видов работ с текстами, посвященными фактам использования/ неиспользования флага, герба и гимна спортсменами и спортивными делегациями на различных международных спортивных состязаниях, были использованы общенаучные и специальные методы, методы сравнительного, структурного, описательного и контекстуального анализа.
Результаты исследования и выводы. Осмысление государственной символики страны изучаемого языка в курсе РКИ способствует совершенствованию навыков иностранных студентов профессиональной и межкультурной коммуникации на принципах уважения и терпимости к истории и культуре другой страны. Освоение тематически связанной лексики и соответствующего набора грамматических единиц на аутентичных материалах позволяет обучающимся повысить уровень владения русским языком в формате коммуникативно-деятельностного подхода, сформировать и развить собственную межкультурную компетенцию через критическое осмысление новой страноведческой информации.

Ключевые слова: национальная государственная символика, гимн, герб, флаг, нейтральный статус, Олимпийские игры (ОИ), патриотизм, русский язык как иностранный (РКИ), Российская Федерация (РФ).

Литература

  1. Асонова Г.А. Формирование коммуникативной компетенции монгольских учащихся с использованием спортивной лексики и терминологии женского футбола / Г. А. Асонова, Е. В. Гвоздева, Е. Л.  Лошакова, Е. А. Зозуля // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 2. – С. 113-114. – EDN OYVTXA.
  2. Икконен П.Б. Об опыте использования видеоматериалов на уроках РКИ / П.Б. Икконен, П.В. Семешина В сборнике: Современные тенденции в преподавании и изучении русского языка как иностранного. Материалы международной научно-практической конференции. – Москва, 2022. – С.163-170.
  3. Лонская А.Ю. Лексические средства создания образа Олимпийских игр 2022 г. в Пекине в российских новых медиа / А. Ю. Лонская, Е. А. Бурская, Н. М. Карпухина, Л. В. Панова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. – С. 84-86. – EDN QOLZCJ.
  4. Мартынова М.А. Процессы спортивной лексики на рубеже ХХ – ХХI вв. (на примере русского языка) / М.А. Мартынова, И.И. Прокопова, Д.Г. Гуторова, Т.В. Капшукова // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3 (292) – С. 43-51.