Факторы, препятствующие достижению тренировочного эффекта в условиях урока физической культуры в школе
ˑ:
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Лукьяненко1
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Магин1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Лукьяненко1
1Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
Цель исследования – теоретическое обоснование факторов, препятствующих достижению ощутимого тренировочного эффекта в условиях урока физической культуры в общеобразовательной школе.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на основе использования методов анализа и синтеза проблемной ситуации; сравнительно-сопоставительного анализа; метода научной редукции.
Результаты исследования и выводы. Выявлены теоретико-методологические, методические и организационные изъяны реализуемого в настоящее время подхода к организации учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе, основанного на внедрении в учебный процесс спортивных модулей. Представлены научно обоснованные факты, а также аргументы, сформулированные на основе обращения к элементарной логике и здравому смыслу, свидетельствующие о принципиальной невозможности достижения сколько-нибудь значимого эффекта от реализации тренировочной направленности в условиях урока физической культуры. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о необходимости принятия неотложных мер по минимизации негативных последствий от реализации «обновленных» ФОП и ФРП по физической культуре в общеобразовательной школе. Обоснована авторская позиция в оценке состояния проблемы и путей ее решения.
Представленные в статье материалы могут способствовать совершенствованию содержания учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе; устранению причин, существенно осложняющих качественное преподавание учебного предмета «Физическая культура»; повышению качества общего образования в области физической культуры; созданию благоприятных условий для дальнейшего более конструктивного обсуждения в профессиональном сообществе затронутых в работе научных и практических вопросв.
Полученные в исследовании данные могут быть положены в основу разработки более научно обоснованных и практически полезных ФГОС, ФОП и ФРП для общего образования в области физической культуры.
Ключевые слова: общее физкультурное образование, урок физической культуры, спортивные модули, тренировочный эффект.
Литература
- Гиппенрейтер Б.С. Восстановительные процессы при спортивной деятельности – 2-е изд. / Б.С. Гиппенрейтер. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 56 с.
- Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. – М.: Спорт, 2016. – 459 с.
- Лукьяненко В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов / В.П. Лукьяненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1999. – № 1-2. – С. 18-25.
- Лукьяненко В.П. На острие проблем школьной физкультуры / В.П. Лукьяненко // Физическая культура: воспитание, образование тренировка. – 2001. – № 2. – С. 39-44.
- Лукьяненко В.П. Исследование проблемы соотношения двигательного и интеллектуального компонентов содержания общего образования в области физической культуры / В.П. Лукьяненко // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 9. – С. 40-45.
- Лукьяненко В.П. Методологический коллапс концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» / В.П. Лукьяненко // Народное образование. – 2021. – № 6. – С. 93-110.
- Любомирский Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / Л.Е. Любомирский, Д.П. Букреева, Р.М. Васильева и др.; Под ред. Л.Е. Любомирского. – М.: Педагогика, 1989. – 189 с.
- Лях В.И. Воспитание, а не только физическая подготовка / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон // Физическая культура в школе. – 1991. – № 1. – С. 11
- Матвеев Л.П. (1924-2006). Проблема периодизации спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 247 с.
- Сатиров Г.Н. Образовательная направленность урока / Г.Н. Сатиров // Физическая культура в школе. – 1975. – № 3. – С. 9-11.
- Яковлев Н.Н. Химия движения: Молекулярные основы мышечной деятельности / Н.Н. Яковлев. – Ленинград: Наука, 1983. – 190 с. (с. 102). – [Электронный ресурс]. – URL: https://djvu.online/file/ChWchBcA4UADR (дата обращения: 12.01.2025 г.


