Особенности взаимосвязи исполнительных функций и отношения к здоровью у дошкольников с различным уровнем организованной двигательной активности
ˑ:
Е.В. Добрина1
Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Герасимова1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
Цель исследования – выявить взаимосвязь исполнительных функций и отношения к здоровью у детей 5-6 лет с организованной и неорганизованной двигательной активностью.
Методика и организация исследования. Обследовано 100 детей в возрасте 5-6 лет, из которых: 45 детей посещают детский сад, а также различные спортивные секции – группа детей с организованной двигательной активностью; 55 не посещают детский сад и каких либо спортивных секций – группа детей с неорганизованной двигательной активностью. Особенности отношения к здоровью исследовались при помощи адаптированного варианта опросника «Отношение к здоровью» (Р.А. Березовская), в котором некоторые утверждения конкретизировались, например: «Счастливая семейная жизнь» была заменена на «Добрые отношения с родителями»; «Интересная работа, карьера» на «Успешную учебу в школе» и так далее. Изучение исполнительных функций включало исследование сенсомоторной интеграции при помощи методики ReBOS, которая позволяет оценить особенности простой и сложной сенсомоторной реакции.
Результаты исследования и выводы. По результатам факторного анализа выявлена пятифакторная структура. При этом в первый фактор, объясняющий 29,8% дисперсии признака, с наибольшим весом вошли параметры двигательной активности, отношения к здоровью и исполнительных функций. Проведенный регрессионный анализ показал, что исполнительные функции, а именно параметры простой и сложной сенсомоторной реакции связаны с компонентами отношения к здоровью у старших дошкольников. Следовательно, организованная двигательная активность связана с особенностями отношения к здоровью и физиологическими проявлениями избирательного поведения у старших дошкольников.
Ключевые слова: исполнительные функции, сенсомоторные реакции, организованная двигательная активность, отношение к здоровью, дошкольники.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ЕГУ им. И. А. Бунина.
Литература
- Абляева А.В. Влияние физической активности на функциональное состояние организма подростков / А.В. Абляева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 11 (125). URL: https://research-journal.org/archive/11-125-2022-november/10.23670/IRJ.2... (дата обращения: 26.11.2024). DOI: 10.23670/IRJ.2022.125.4
- Арина Г.А. Культурно-исторический подход к внутренней картине здоровья: феномены, структура, онтогенез / Г.А. Арина, М.А. Иосифян, В.В. Николаева // Руководство по психологии здоровья. – М.: Изд-во Московского университета, 2019. – С. 56–102.
- Березовская Р.А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии / Р.А. Березовская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 221–226.
- Нехорошкова А.Н. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Депутат // Журнал медико-биологических исследований. – 2015. – № 1. – С. 38-48.
- Николаева Е.И. Прогноз психофизиологической «стоимости» эффективности процесса обучения у старших школьников / Е.И. Николаева, Е.Г. Вергунов // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 1. – № 21. – С. 47–52.
- Руслякова Е.Е. Отношение к здоровью и внутренняя картина здоровья школьников / Е.Е. Руслякова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2015. – №. 3. – С. 43.
- Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник российских университетов. Математика. – 2013. – № 5-3. – С. 2831-2840.


