Динамика физического развития и физической подготовленности школьников высокогорья в годичном цикле

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент С.Б. Элипханов1
А.О. Ахмедов1
А.А.-К. Умаров1

1Чеченский государственный педагогический университет, Грозный

Цель исследования – выявить динамику уровня физического развития и подготовленности школьников высокогорья в годичном цикле при организации непрерывного образовательно-воспитательного процесса по физической культуре.
Методика и организация исследования. Научную работу проводили на базе МБОУ «СОШ с. Бетти-Мохк» Ножай-Юртовского района, в нем приняли участие 20 юношей 13-14 лет, по 10 детей из 2-х классов. Для определения уровня физического развития были выбраны тестовые показатели: длина и масса тела; экскурсия грудной клетки и функциональная проба (20 приседаний), для выявления уровня физической подготовленности были выбраны тесты из ВФСК ГТО.
Результаты исследования и выводы. На основе проведенного анализа динамики уровня физической подготовленности развития детей 13-14 лет, находящихся в климатографической зоне высокогорья, выявлена динамика положительного прироста по среднеарифметическим показателям, хотя следует скорректировать требования к нормативу бега 60 м с высокого старта в программах и требованиях комплекса ГТО, с учетом возможностей изменения в вариативной части учебных планов обучения.

Ключевые слова: физическая подготовленность, развитие, исследование, анализ, корректировка.

Литература

  1. Аслаханов С.-А.М. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения / С.-А.М. Аслаханов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 3 (102).– С. 12-17.
  2. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 5. – С. 50.
  3. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 5. – С. 50-53.
  4. Дунаев М.К. Развитие физических качеств и способностей как единый процесс / М.К. Дунаев, Х.Ш. Дудаева // Актуальные проблемы совершенствования непрерывного физкультурного образования: материалы IV международной научно-практической конференции (Грозный, 24 сентября 2020 г.). – Грозный: Издательство: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 190-194.
  5. Лубышева, Л. И. Исторические предпосылки трансформации идеи физкультурного воспитания в методологию спортизации / Л.И. Лубышева, С.А. Пронин, Е.П. Корольков // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 3-5. – EDN CEDAVC.
  6. Нурисламова Е.Ф. Мотивация школьников к занятиям физической культурой / Е.Ф. Нурисламова // Экологическая безопасность, здоровье и образование: сборник статей XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (Челябинск, 01 января – 31 декабря 2021 г.). – Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. – С. 186-190.
  7. Физическая культура и здоровье молодежи: XVII Всероссийская научно-практическая конференция, 19 февраля 2021 г: материа­лы конференции / составители И.В. Соколова, А.С. Радченко. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2021. – 120 с. – ISBN 978-5-7621-1120-1. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/331334 (дата обращения: 20.02.2025).
  8. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Герценовские чтения»: материалы конференции / под редакцией А.М. Фокина, Е.М. Чепакова. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021 – Том 3,4 – 2021. – 324 с. – ISBN 978-5-8064-3113-5. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/252704(дата обращения: 08.02.2025).