Релевантные критерии сравнительной оценки физического здоровья студентов основной и специальной медицинской группы

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Минникаева1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Морозова1
О.П. Виноградова1
Т.И. Мельникова1

1Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить релевантные критерии оценки физического здоровья студентов основной и специальной медицинской группы на основе сравнительного анализа.
Методика и организация исследования. Проводилось педагогическое тес­тирование студентов основной и специальной медицинской групп (258 и 126 студентов, соответственно, 1-3-го курса). На основе известных, имеющих метрологическое обоснование тестов, оценивалось функциональное состояние, физическое развитие, подготовленность и активность (в шагах) студентов. Кроме того проведен опрос, направленный на выявление интереса студентов обеих групп к получению информации о своем физическом здоровье.
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты состояния кардиореспираторной системы, физического развития, подготовленности и активности (в шагах) выявили, что студенты специальной медицинской группы по большинству показателей отстают от студентов основной группы, однако превышают по «физической активности». Опрос среди студентов обеих групп определил интерес к результатам тестирования и желание улучшить отстающие показатели. Возможности образовательной среды могут удовлетворять этот посыл посредством использования мобильных приложений как на занятии по физическому воспитанию в вузе (отслеживание ЧСС), так и в самостоятельной тренировке дома и в фитнес-зале (в том числе планы тренировок). Ведение «Дневника здоровья» позволяет осуществлять срочный и текущий контроль показателей физического здоровья. Такое вовлечение студентов обеих групп способствует становлению у них осознанности и позволяет формировать ценностные ориентации и положительную мотивацию к занятиям по физическому воспитанию.

Ключевые слова: ключевые показатели физического здоровья, студенты основной, подготовительной и специальной медицинской групп.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 5. – С. 2-7.
  2. Зюкин А.В. Нейтрализация неблагоприятных урбанистических факторов средствами эколого-дидактической среды вуза / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, М.В. Габов, Н.В. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 10. – С. 108-109. – EDN JQJBBX.
  3. Кирьянова Л.А. Полифункциональная фитнес-технология физического воспитания студентов управленческих специальностей / Л.А. Кирьянова, О.Е. Понимасов, Н.В. Колесников, О.П. Виноградова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 7. – С. 74-76. – EDN HOCEZP.
  4. Минникаева Н.В. Исследование структуры заболеваемости по нозологии у студентов 1-3 курсов, отнесенных к специальной медицинской группе / Н.В. Минникаева // сб. мат-лов XI Международного Конгресса «Спорт, Человек, Здоровье» 26–28 апреля 2023 г., Санкт-Петербург/ под ред. С.И. Петрова. – СПб.: Политех-Пресс, 2023: С. 408‒410.
  5. Столяров В.И. Философия физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека (история, современное состояние, авторская концепция): монография / В.И. Столяров. – Москва: Русайнс, 2017. – 264 с.