Педагогическое влияние на ценностные ориентации спортсменов по формированию социально адекватного поведения
ˑ:
Кандидат социологических наук, доцент Н.С. Скок1
Доктор педагогических наук, доцент А.А. Баряев1
Кандидат технических наук, доцент В.С. Куликов1
Кандидат физико-математических наук Т.И. Улицкая1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Цель исследования – проанализировать возможности педагогического влияния на формирование ценностных ориентаций в контексте изучения социально адекватного поведения спортсменов из числа спортивного резерва (далее – спортсменов).
Методика и организация исследования. Обобщение исследований ценностных ориентаций, социально адекватного поведения в спортивной среде. Опрос спортсменов, педагогический эксперимент, корреляционный анализ, интерпретация и систематизация результатов исследования (n=14, виды спорта: спортивное ориентирование, гандбол, волейбол, гребно-парусный спорт, возраст – 14-17 лет).
Результаты исследования и выводы. Рассмотрены возможности педагогического влияния на формирование ценностных ориентаций в контексте профилактики и коррекции девиантного поведения спортсменов, выработки социально адекватного поведения. Конкретизирована задача анализа динамики формирования ценностных ориентаций спортсменов. Зафиксирована положительная динамика по показателям (терминальные ценности), характеризующим стремление к профессиональной самореализации (интересная учеба (работа)) и самореализации в личной жизни (счастливая семейная жизнь, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)). Также установлены положительные тенденции формирования ценностей-средств (инструментальные ценности) индивидуалистических (независимость (способность действовать самостоятельно), твердая воля (умение не отступать перед трудностями)) и конформистских (самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)).
Установлена положительная динамика формирования ценностных ориентаций спортсменов в ходе проведения профилактики и коррекции девиантного поведения. Выявлено, что формирование и трансляция социально адекватных форм поведения спортсменов коррелирует с их возрастом, спортивной квалификацией, видом спорта. Зафиксирована возможность коррекции девиантного и формирование социально адекватного поведения педагогическими средствами и методами.
Ключевые слова: ценностные ориентации, традиционные ценности, социально адекватное поведение, девиантное поведение, педагогическое влияние, педагогические средства и методы, профилактика и коррекция девиантного поведения.
Литература
- Бакулев С.Е. Формирование ценностных ориентаций и профилактика девиантного поведения как стратегические направления совершенствования спортивного резерва / С.Е. Бакулев, С.М. Ашкинази, В.А. Таймазов и др. // Сборник научных статей и докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2 апреля 2021 г. Санкт-Петербург, 2021. – С. 42-46.
- Баряев А.А. Опыт реализации реабилитационно-социализирующего потенциала спортивной деятельности лиц с нарушением зрения // Адаптивная физическая культура. – 2020. – № 2 (82). – С. 32-34.
- Скок Н.С. Динамика девиантного поведения спортсменов 14-17 лет в учебно-тренировочном процессе / Н. С. Скок, Ю. М. Макаров, В. С. Куликов [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 9. – С. 37-39. – EDN FRUMLR.
- Скок Н.С. Взаимосвязь девиантного поведения и ценностных ориентаций спортсменов из числа спортивного резерва / Н. С. Скок, Ю. М. Макаров, В. С. Куликов, А. И. Черная // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 5. – С. 60-62. – EDN ESHACM.


