Уровень тревожности молодых спортсменов высокой квалификации в сложнокоординационных видах спорта

ˑ: 

Магистр В.В. Милашечкина1, 2
Магистр М.А. Сазонова1
Кандидат медицинских наук, доцент И.Н. Гернет3
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Троценко4
1Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва
2Школа № 1788, Москва
3Университет «Синергия», Москва
4Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Цель исследования – выявление особенностей проявления тревожности у спортсменов сложнокоординационных видов спорта высокой квалификации.
Методика и организация исследования. Обследованы девочки, занимающиеся художественной гимнастикой в спортивных школах, проживающих в средней полосе России, в возрасте 12-14 лет (опытная группа – 1, n=42) и прыгуны в воду женского пола того же возраста (опытная группа – 2, n=22), имеющие спортивную квалификацию: не ниже I спортивного разряда. Контрольная группа состояла из школьниц общеобразовательной школы не занимающихся спортом (n=48). Для диагностики уровня тревожности использовали методику А. Кондаша, адаптированную Е.И. Роговым (2010), включающую самооценочную и межличностную шкалы тревожности. Результаты исследования подвергались вариационно-статистической обработке.
Результаты исследования и выводы. Определено, что у девочек, занимающихся сложнокоординационными видами спорта, имеющих высокую спортивную квалификацию, в 13 лет наблюдается наиболее высокий уровень тревожности. Причем во всех возрастных группах у спортсменок тревожность значительно выше, чем у девочек контрольной группы. Уровень тревожных состояний необходимо учитывать тренерам при планировании тренировочного процесса для поддержания оптимального состояния тревоги и достижения высоких соревновательных результатов. Родителям подростков-спортсменов важно обращать внимание на психоэмоциональное состояние ребенка, чтобы не допустить развития серьезных психологических, психических и физиологических нарушений на фоне высокоинтенсивных физических нагрузок.

Ключевые слова: сложнокоординационные виды спорта, тревожность, спорт­смены высокой спортивной квалификации, психоэмоциональное состояние.

Литература

  1. Бабушкин Г.Д. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 3 (37). – С. 13-17.
  2. Габелкова О.Е. Проявление факторов стресса в разных видах спорта / О.Е. Габелкова // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – 2009. – № 1. – С. 38-42.
  3. Кульчицкая, Ю.К. Личностные предпосылки психологической усталости у гимнасток на этапе спортивного совершенствования / Ю.К. Кульчицкая // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 10. – С. 31-34. – EDN MWFJND.
  4. Милашечкина Е.А. Особенности проявления уровня тревожности у студенток специальной медицинской группы, имеющих дополнительный объем двигательной активности / Е.А. Милашечкина, Г.В. Бичева // Ученые записки университета имю П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3 (169) – С. 433-437.
  5. Hanin, Y. L., & Straub, W. F. (1980). A study of anxiety in sports. In W. F. Straub (Ed.), Sport psychology: An analysis of athlete behavior (pp. 236-249). Movement Publications.
  6. Milashechkina, E. A., Gernet, I. N., Timofeeva, O. V., et al. (2019). Ontogenetic Characteristics of Anxiety of Gymnasts of High Sports Qualification. International Journal of Applied Exercise Physiology, 8(2), 581.
  7. Morgan, W. P., Eckert, H. M., & Clarce, D. H. (Eds.). (1985). Selected psychological factors limiting performance. A mental health model. The limits of human performance. Human Kinetics.