Доверие в системе ценностных ориентаций студентов-спортсменов
ˑ:
Кандидат психологических наук Л.Г. Татьянина1, 2
Кандидат социологических наук Ю.А. Яковлева1
Кандидат технических наук, доцент В.В. Фицак1
А.С. Рогалев3
1Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, Санкт-Петербург
2Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург
3Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург
Цель исследования – изучить доверие в системе ценностей у студентов, занимающихся спортом.
Методика и организация исследования. В эмпирическом исследовании участвовало 128 студентов в возрасте 18-22 лет, обучающихся на 2-4-х курсах в ЛГУ им. А.С. Пушкина, НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II, Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им Д.Ф.Устинова, активно участвующих в спортивных соревнованиях в квалификации I разряд – мастер спорта.
В соответствии с целью исследования были использованы психодиагностические методики опросник «Доверие» (Л.Г. Почебут и др.); методика изучения ценностей Ш. Шварца, тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева.
Результаты исследования и выводы. В статье представлены результаты проведенного эмпирического исследования доверия в системе ценностных ориентаций у студентов-спортсменов.
Анализ структуры ценностей студентов выявил общую тенденцию: независимо от уровня доверия в структуре их ценностных ориентаций выражены ценности, связанные с базовыми групповыми потребностями, такими как безопасность, конформность, традиции. Студенты, проявляющие высокий уровень доверия, характеризуются более выраженной ориентацией на взаимопонимание, позитивное взаимодействие и толерантность. Ценности, связанные с личными достижениями, гедонизмом, стремлением к престижу для них менее значимы. Студенты с низким уровнем доверия демонстрируют большую приверженность (по сравнению со студентами с высоким уровнем доверия) индивидуалистическим ценностям, они скорее сосредоточены на личностно значимых потребностях и меньше готовы к сотрудничеству и доверию в группе.
Ключевые слова: доверие, уровни доверия, ценностные ориентации, нормативные идеалы, индивидуальные приоритеты, студенты-спортсмены.
Литература
- Дубровская, Ю. А. Специализированная физическая подготовка будущих горных инженеров-спасателей / Ю. А. Дубровская, Г. В. Руденко, О. В. Костромин // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 6. – С. 58-61. – EDN BRNSSO.
- Дубровская, Ю. А. Формирование профессиональных компетенций будущих горноспасателей средствами физической подготовки / Ю. А. Дубровская, Г. В. Руденко, Л. В. Пихконен // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 4. – С. 41-43. – EDN OIAOWS.
- Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 564 с.
- Левицкий А.Г. Индивидуально-типологические особенности дзюдоистов различных весовых категорий / А. Г. Левицкий, Г. В. Руденко, М. Г. Ткачук, О. В. Костромин // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 3. – С. 92-94. – EDN CWVRRU.
- Татьянина Л.Г. Копинг-стратегии студентов-спортсменов с разным уровнем эмоционального выгорания / Л. Г. Татьянина, Н. А. Вахнин, Н. Н. Сазонова, С. И. Сорокин // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 3. – С. 30-32. – EDN OHRNCH.
- Tatianina, L. G., & Vakhnina, E. G. (2020). Personal Determinants of Trust in Arctic Ships' Crews. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 554(1). https://doi.org/10.1088/1755-1315/554/1/012007


