Особенности традиционных методических подходов к начальному обучению плаванию спортсменов-любителей зрелого возраста на примере концепций Н.Ж. Булгаковой и Т. Лафлина

ˑ: 

Кандидат педагогических наук И.С. Марьин1
А.А. Симагина1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Доронцев2
Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Разживин3
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва
2Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань
3Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга

Цель исследования – провести сравнительную оценку методических подходов начального обучения плаванию, предложенных Н.Ж. Булгаковой и Т. Лафлином, в контексте их применения при обучении лиц зрелого возраста.
Методика и организация исследования. В научной работе были использованы следующие методы: анализ литературных источников по вопросам организации и содержания занятий по начальному обучению плаванию для лиц зрелого возраста, экспертные опросы тренеров, педагогические наблюдения и эксперимент, сравнительный анализ методик начального обучения плаванию, а также методы математической статистики. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе фитнес-клубов «X-Fit Fusion Premium» и «East-West», а также ФСК «Буревестник» в течение девяти месяцев (сентябрь–май 2024 г.), охватывая полный цикл учебного года. В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте 25-45 лет, ранее не имевших навыков плавания.
Результаты исследования и выводы. В рамках проведенного исследования получены эмпирические данные, свидетельствующие о более высоких результатах в уровне освоения плавательных навыков испытуемыми, обучавшимися по методике Т. Лафлина. В результате проведенного исследования выявлены ключевые недостатки существующих методических подходов, применяемых в практике оздоровительного плавания. На основании выявленных недостатков представляется очевидной необходимость разработки новой концептуальной методики начального обучения плаванию. Такая методика должна учитывать как сильные стороны современных подходов, так и выявленные их ограничения, привнося инновационные решения в процесс освоения плавательных навыков параллельно с решением задач оздоровления, повышения качества жизни по индивидуальным запросам.

Ключевые слова: плавание, пловцы-любители, методики обучения плаванию.

Литература

  1. Дементьев В.В. Формирование навыка плавания у учащихся старших классов на уроках физической культуры: дис. … канд. пед. наук / В.В. Дементьев. – М.: Российская академия образования, 2007. – 122 с.
  2. Латушкина, Е. Н. Оценка востребованности видов двигательной активности у населения Российской Федерации / Е. Н. Латушкина, О. Н. Степанова, Е. А. Шмелева // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 8. – С. 30-32. – EDN AGXPNE.
  3. Савельева О.Ю. Особенности обеспечения учебного процесса по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста в ДЮСШ и фитнес-клубах / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Р.В. Козьяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 2 (144). – С. 211-217.
  4. Симагина А.А., Иванова М.А., Марьин И.С. Алгоритм обучения плаванию спортивными способами на основе моторного онтогенеза и становления функциональности мышечных лент для детей и взрослых / А.А. Симагина, М.А. Иванова, И.С. Марьин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. – Т. 19. – № 4. – С. 186-193.