Обоснование подхода в нормировании недельной двигательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор С.П. Евсеев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Шелехов1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Ненахов1
Доктор педагогических наук, доцент А.А. Грачиков1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – определение подхода в разработке норм недельной двигательной активности школьников с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.
Методика и организация исследования. В рамках данной работы был проведен углубленный анализ доступных аналитических материалов и отчетов, изучены существующие рекомендации, предписания и наставления так или иначе связанные с объемом двигательной активности школьников, определены с помощью анкетирования детей, родителей и специалистов особенности их поведения, сопоставив полученные результаты, научный коллектив организовал эксперимент по сбору эмпирических данных о фактическом объеме выполняемой детьми школьного возраста двигательной активности за неделю. На основании полученных выводов коллективом был предложен поход к разработке норм недельной двигательной активности различных возрастных и нозологических категорий школьников.
Результаты исследования и выводы. Подводя предварительный итог по обоснованию норм недельной двигательной активности детей, создающих условия для оздоровительного и развивающего эффекта от занятий физической культурой и спортом, с целью коррекции действующих норм, выдвинем требования к содержанию новых нормативов. Основным требованием является обязательная интеграция результативных (первоочередных), процессуальных и содержательных показателей, которые должны быть представлены в нормах.
Предложенный разработчиками подход к определению норм двигательной активности детей, основу которого составляет мониторинг индивидуальной динамики показателей физической подготовленности, не только обеспечит фиксацию качественных изменений, но и позволит избежать объемных медико-биологических исследований, что говорит о его научной целесообразности и экономической эффективности.

Ключевые слова: двигательная активность, объем, дети, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Евсеев С.П. Отношение младших школьников и родителей к рекомендуемому объему недельной двигательной активности / С. П. Евсеев, И. Г. Ненахов, А. А. Шелехов, А. В. Аксенов // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 9. – С. 70-72. – EDN SKLVML.
  2. Шелехов А.А. Результаты мониторинга объема недельный двигательной активности воспитанников центров содействия семейному воспитанию / А.А. Шелехов, С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2024. – № 4 (100). – С. 3-6.