Развитие гибких компетенций в процессе занятий по физической культуре в образовательном пространстве высшей школы
ˑ:
Кандидат социологических наук, доцент А.А. Новикова1
Доктор социологических наук, профессор Л.Л. Мехришвили1
1Тобольский индустриальный институт, филиал Тюменского индустриального университета, Тобольск
Целью исследования – выявление корреляции между методами физической культуры, применяемыми на занятиях в высшей технической школе, и показателем сформированности гибких компетенций обучающихся.
Методика и организация исследования. В Тобольском индустриальном институте в рамках разработки темы «Развитие гибких компетенций обучающихся» было проведено исследование с целью выявления степени развитости компонентов «мягких» навыков посредством физической культуры, в котором приняло участие 110 обучающихся 2-3-го курсов.
Результаты исследования и выводы. В процессе проведения исследования выявлено, что образовательные технологии и методы, применяемые на занятиях по физической культуре, оказывают влияние на развитие коммуникативных компетенций в условиях командной работы, в то же время у обучающихся формируется ответственность за свои действия; развитие когнитивных и творческих компетенций при решении узконаправленных и общих задач при выполнении упражнений и участия в спортивных играх, шахматных турнирах, мини-футбольных мачтах; формирование умения принимать решения и навыка достижения результата.
Ключевые слова: гибкие компетенции, методы физической культуры, высшая школа.
Литература
- Ануфриева Т.Н. Контент-анализ понятия "гибкие навыки" (soft skills) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2023. – Вып. 2 (226). – С. 120-132. EDN: QJUIAF
- Голуб М.Д. Роль и значение физической культуры в современном обществе / Е.Ю. Голуб, М.Д. Кудрявцев, Г.Я. Галимов и др. // Физическая культура, спорт, наука и образование: Материалы II всероссийской научной конференции. – Якутск: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, 2018. – С. 119-122.
- Ермаков Д.С. Модель мягких навыков. Современное образование и Soft Skills // Образовательная политика. – 2021. – № 4(88). – С.42-51. EDN: YLQBVS
- Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Физическая культура». – Москва: Академия, 2010. – 270 с. ISBN: 978-5-7695-5284-7 EDN: QYALXF
- Михайлова Т.А. Проблемы спорта и физической культуры в российских социологических исследованиях: история и перспективы развития / Т.А. Михайлова // Человек. Сообщество. Управление. – 2017. – Т.18. – №4. – С. 121-136. EDN: YMTOOM
- Новикова А.А. Исследование влияния современных образовательных технологий на формирование когнитивной компетентности обучающихся / А.А. Новикова // Science for Education Today. – 2023. – Т.13. – № 2. – С. 57-77. EDN: BNKCCQ
- Пушкарёв Ю.В. Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований / Ю.В. Пушкарёв, Е.А. Пушкарёва // Science for Education Today. – 2022. – Т.12. – № 6. – С.111-136. EDN: XNXLWE
- Сироткина О.В. Социально-педагогическое обеспечение формирования ценностного отношения к здоровью современных студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.В. Сироткина, 2022. – 24 с. EDN: TFMZWH
- Федорова Т.А. Формирование «гибких» навыков в профессиональном образовании педагога по физической культуре / Т.А. Федорова, О.Л. Рыбникова // Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – №2. – С. 331-339. EDN: BSIPUA
- Чедова Т.И. Формирование универсальных компетенций у студентов вузов на теоретических занятиях по физической культуре / Т.И. Чедова // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – №4. – С. 32-36. EDN: CHHWEU
- Яркова Т.А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т.А. Яркова // Вестник тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2016. – Т.2. – №4. – С. 222-234. EDN: XHRDEP


