Оценка частоты встречаемости симптомов вегето-сосудистой дистонии среди обучающихся 7-х классов

ˑ: 

М.В. Смолянинова1
Кандидат биологических наук, доцент К.В. Сухинина2
Б.Л. Пошвенчук3

Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Изотова4
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов 14, Иркутск
2Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск
3Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск
4Байкальский государственный университет

Целью исследования – провести оценку частоты проявления симптомов вегетососудистой дистонии среди школьников 7-х классов и выявление особенностей признаков проявления этого синдрома в зависимости от гендерной принадлежности.
Методика и организация исследования. Объектом исследования являлись школьники 7-х классов, 124 человека (62 девочки и 62 мальчика). Средний возраст составил 13 лет. Использовали метод анкетирования с использованием разработанной анкеты-опросника. Анкета-опросник включала в себя следующие параметры обследования: виды двигательной активности, признаки ВСД.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что популярными видами двигательной активности для школьников 7-х классов были занятия в спортивных секциях, самостоятельные занятия дома и езда на велосипеде. Наиболее часто школьники у себя отмечали следующие признаки ВСД: головные боли, усталость и тревожность. В то же время, установлено, что девочки жаловались на усталость, тревожность и раздражительность, а мальчики – на отдышку после физических нагрузок и головные боли. Полученные результаты указывают на зависимость проявления симптомов ВСД в зависимости от пола: у девочек наиболее часто зарегистрированы симптомы ВСД в виде вегетативной дисфункции, тогда как у мальчиков наиболее часто выражены напряженность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ключевые слова: вегето-сосудистая дистония, школьники, девочки, мальчики, двигательная активность, дисбаланс работы вегетативной системы.

Литература

  1. Борисова Т.С. Основы гигиены детей и подростков: учеб. пособие / Т.С. Борисова и др.; под ред. Т.С. Борисовой. – Минск: Новое знание, 2018. – 390 с.
  2. Горбанёва Е.П. Диагностика нарушений вегетативного баланса у школьников старших классов по данным опросника Вейна А.М. / Е.П. Горбанева, Ю.В. Рябчук // Theory, practice and science, Abstractsof XXIII International Scientificand Practical Conference, Tokyo, Japan, April 27–30. 2021. р. 234-238. 
  3. Горбанева Е.Л. Синдром вегетативной дисфункции среди учащейся молодежи Волгоградских образовательных учреждений / Е.Л. Горбанева, Е.В. Лифанова, М.П. Мицулина, В.С. Бакулин, Ю.В. Рябчук // Образовательный вестник Сознание. – 2022. – Т. 24. – № 2. – С. 22-29.
  4. Кухтевич И.И. Синдром вегетососудистой дистонии как соматоформное расстройство / И.И. Кухтевич, Н.И. Алешина // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2019. № 15 (1). – С. 159–162.
  5. Лабодаева Ж.П. Организация физического воспитания детей и подростков. Медицинский контроль: учеб.-метод. пособие / Ж.П. Лабодаева, Н.А. Болдина. – Минск: БГМУ, 2010. – 78 с.
  6. Чутко Л.С. Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков / Л.С. Чутко, Т.Л. Корнишина, С.Ю. Сурушкина и др. // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2018. – Т. 118. – № 1. – С. 43-49. 
  7. Юрьева Д.А. Вегетососудистая дистония (ВСД) – вызывающие факторы, основные симптомы и разновидности болезни / Д.А. Юрьева, А.Г. Лукьяшко // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2023. – № 12 (69). – Т. 5. – Ч. 1. – С. 510-515.