Семантика понятия военно-прикладных физкультурных компетенций студентов, обучающихся в военном учебном центре классического университета

ˑ: 

Доцент Р.Г. Шайхетдинов1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Кокин1
И.В. Сафина1

1Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Цель исследования – предложить и структурировать комплекс военно-прикладных физкультурных компетенций, потенциально являющихся результатом профессионально-прикладной физической подготовки слушателей военного учебного центра классического университета.
Методика и организация исследования. Логический анализ и практическая апробация предложенного комплекса военно-прикладных физкультурных компетенций осуществлялась в ВУЦ Южно-Уральского государственного университет в процессе военно-прикладной физической подготовки обучающихся по военно-учетной специальности 420200 «Эксплуатация и ремонт базовых машин бронетанковой техники».
Результаты исследования и их обсуждение. Предложен комплекс компонентов военно-прикладных физкультурных компетенций: мотивационно-рефлексивного, функционально-адаптационного, спортивно-прикладного и кондиционно-двигательного, а также обоснован механизм их оценивания у студентов ВУЦ университета. Оценивание результатов военно-прикладной физической подготовки с помощью приведенного комплекса компетенций позволит обеспечить сформированность у офицера не только теоретических знаний, но еще и возможность их практического применения для достижения поставленных боевых и организационных задач.

Ключевые слова: военно-прикладные физкультурные компетенции, студенты, компетентностный подход, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), военный учебный центр классического вуза.

Литература

  1. Громов В.А. Взаимодействие компонентов физической культуры в профессиональном обучении в университете. / В.А. Громов, И.Ф. Черкасов, А.В. Скутин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2022. – № 2. – С. 9-17.
  2. Загвязинский В.И. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 3. – С. 3-5. 
  3. Исаев А.П. Формирование понятий как фактор развития методологии науки о физическом воспитании / А.П. Исаев, Е.А. Черепов, С.А. Кабанов, Т.В. Потапова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 2. – С. 70-72.
  4. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский, И.В. Манжелей, С.Н. Литвиненко, Е.А. Черепов, Н.В. Пешкова, М.А. Родионова, А.Г. Поливаев, А.Н. Кондратьев, М.В. Базилевич. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
  5. Манжелей И.В. Физическая культура: компетентностный подход: учебное пособие / И.В. Манжелей, Е.А. Симонова // Изд. Стер. – М. Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 185 с.
  6. Радченко Д. Г. Формирование военно-прикладной физической готовности студентов в процессе физического воспитания в вузе: дис. … канд. пед. наук / Д.Г. Радченко – Тула, 2014. – 154 с.
  7. Федюк Р.С. Педагогические особенности обучения и воспитания студентов учебных военных центров при гражданских вузах / Р.С. Федюк, П.Г. Козлов, А.В. Мочалов, А.М. Тимохин, З.А. Муталибов // Гуманитарные научные исследования. – 2014.– № 10. – С. 82-88.
  8. Фофанов А.М. Теоретико-методологическое обоснование разработки профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военно-учебных заведений МО РФ / А.М. Фофанов, В.Н. Коваленко, В.А. Черепанов, А.Ю. Титов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2021. – № 1. – С. 62-67.
  9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64.