Форсайты здоровьеформирования в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Минникаева
Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Санкт-Петербург

Цель исследования – обосновать технологии и форматы прогнозирования процесса здоровьеформирования в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы.
Методика и организация исследования. Проведен анализ научной литературы по проблеме исследования. Источниковую базу составили публикации, размещенные на платформе elibrary.ru. В рамках научной работы использована методология форсайта, ориентированная на определение возможных вариантов прогнозирования (форсайтов) будущего в области здоровьеформирования в физическом воспитании студентов СМГ.
Результаты исследования и выводы. Показано, что форсайтами здоровьеформирования области физического воспитания в рамках оптимизации физического состояния студентов СМГ являются: цифровая среда, управление собственной образовательной траекторией; осознанность, концентрация внимания к движениям и ощущениям, социально-ориентированная направленность физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. Главным фактором, обуславливающим эффективность процесса здоровьеформирования, является гибкость и адаптивность образовательной среды, которая учитывает потребности и интересы, возможности и ограничения студентов СМГ.

Ключевые слова: форсайты, здоровьеформирование, студенты специальной медицинской группы, физическое воспитание.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Конверсия основных положений спортивной тренировки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 15–25.
  2. Голикова Е.М. Педагогическая концепция социального развития студентов в системе адаптивного физического воспитания: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.04 / Е.М. Голикова; ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2019. – 40 с.
  3. Лубышева Л.И. Концептуализация спортивной культуры: методология и технологии спортизации физического воспитания: монография / Л.И. Лубышева, И. В. Манжелей, А.И. Загревская и др.; под редакцией Л.И. Лубышевой. – Москва: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2023. – 215 с.
  4. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский, И.В. Манжелей, С.Н. Литвиненко, Е.А. Черепов, Н.В. Пешкова, М.А. Родионова, А.Г. Поливаев, А.Н. Кондратьев, М.В. Базилевич. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017 – 200 с.
  5. Манжелей, И.В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта: монография / И.В. Манжелей, В.Н. Потапов // Теория и практика физической культуры и спорта, 2010. – 191 с.
  6. Минникаева Н.В. Исследование интереса к использованию цифровых технологий во время двигательной активности студентов специальной медицинской групп / Н.В. Минникаева // сб. мат-лов научного симпозиума, посвященного памяти В.К. Бальсевича «Инновационный ресурс спортивной науки: кинезиологические, спортизированные и цифровые технологии» 27 мая 2024 г. – М.: РУС «ГЦОЛИФК», 2024 – C. 73-78.
  7. Столяров В.И. Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортивной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт). Ч. I: монография / В.И. Столяров. – Москва: Русайнс, 2017. – 158 с.