Политизированная медиатизация спортивного инцидента в условиях информационного противостояния

ˑ: 

Кандидат политических наук, доцент И.А. Байкова1
Доктор филологических наук, профессор Е.В. Быкова1
Доктор социологических наук, профессор Д.П. Гавра1
Доктор политических наук, доцент С.В. Олейников2
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
2Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, республика Молдова

Цель исследования – выявить речевые средства риторики обороны в российских государственных медиа в русле медиатизации спортивного инцидента на примере допингового скандала Камилы Валиевой во время Пекинской Олимпиады 2022 г.
Методика и организация исследования. В эмпирическую базу вошли медиатексты российских федеральных медиа с 10.02.2022 по 20.02.2022, собранные системой Semanticforce.net по ключевому слову «Камила Валиева» в тексте, заголовке или подзаголовке. В отобранных текстах выделены метафоры войны, поскольку «метафоричность – один из важнейших признаков современной агитационно-политической речи».
Результаты исследования и выводы. Авторами выявлено, что в ходе информационного противостояния российские государственные медиа использовали коммуникативные стратегии, во многом основанные на военной риторике. Медиастратегия отечественных массмедиа заключалась в формировании у аудитории представления об объявленной западным миром войне против российского спорта и страны в целом. Авторы делают вывод, что в условиях глобального политического противостояния любой инцидент, куда будут вовлечены спортсмены противоборствующих сторон, с высокой вероятностью будет медиатизирован по коммуникационному алгоритму, аналогичному рассмотренному в данной статье.

Ключевые слова: политизация, медиатизация, информационное противостояние, военная метафора, массмедиа, олимпиада, спортивный инцидент.

Литература

  1. Балашова Л.В. Милитарная метафора как способ формирования концепта КОВИД-19 в речи В.В. Путина / Л.В. Балашова // Коммуникативные исследования. – 2020. – Т. 7. – № 4. – С. 777-800.
  2. Гавра Д.П. Спортивная индустрия в контексте стратегических коммуникаций: базовые характеристики / Д.П. Гавра, Е.В. Быкова // Российская школа связей с общественностью. – 2017. – № 9. – С. 26-34.
  3. Гавра Д.П. Медиатизация и демедиатизация в цифровой среде: кейс консервативного манифеста К. Богомолова «Похищение Европы 2.0» / Д.П. Гавра, Е.В. Быкова // Вестник Московского университета. – Серия 10. Журналистика. – 2022. – № 3. – С. 60-86.
  4. Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды / А.Н. Гуреева // Вестник. Московского университета. Сер. 10: Журналистика. – 2016. – № 6. – С. 192-208.
  5. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учеб. пособие / Г.А. Копнина. – 6-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 170 с.
  6. Леушкин Р.В. Информационное противостояние в контексте информатизации и виртуализации общества: социально-коммуникативный подход / Р.В. Леушкин // Социодинамика. – 2018. – № 12. – С. 122-134.
  7. Рощупкин В.Г. Международные информационно-психологические конфликты: учебное пособие / В.Г. Рощупкин. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2023. – 168 с.
  8. Русстрат. Институт международных и политических стратегий Когнитивная война: война нового поколения. Официальный сайт – 2021 – URL:https://russtrat.ru/analytics/24-dekabrya-2021-0010-7763 (дата обращения 13.01.24)
  9. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000): монография / А.П. Чудинов. – Екатеринбург: УрГПУ, 2001. – 238 с.
  10. Balakhonskaya L.V., Gavra D.P., Beresneva I.V., Sadirova K.K. Markers of Manipulation in the Electoral Communication in a Digital Environment // Proceedings of the 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS. IEEE, Saint Petersburg: Electrotechnical University «LETI». 2020. Pp. 91-98.
  11. Gerald R. Gems (1999) Sports, war, and ideological imperialism, Peace Review, 11:4, 573-578, DOI: 10.1080/10402659908426309 Chapter «Patriotism in sports and in war» By Paul Gomberg Book Values in Sport Edition1st Edition First Published 2000 Imprint Taylor & Francise.
  12. Hjarvard S. (2008) The mediatization of society. A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review 29 (2): 105-134.
  13. Hjarvard S. (2012) Three forms of mediatized religion. Changing the public face of religion. In M. Lövheim, S. Hjarvard (eds.) Medialization and religion: Nordic perspectives. Göteborg: Nordicom. Pp. 21-43.
  14. Jacques Defrance & Jean Marc Chamot (2008) The voice of sport: Expressing a foreign policy through a silent cultural activity: The case of sport in French foreign policy after the Second World War, Sport in Society, 11:4, 395-413, DOI: 10.1080/17430430802019342.