Структура занятий по адаптивной физической культуре для детей с детским церебральным параличом на основе показателей ЧСС

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Киэлевяйнен1
Кандидат биологических наук, доцент С.В. Разновская1
Д.А. Афанасьева1

1Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Цель исследования – определение структуры занятий для детей с детским церебральным параличом на основе анализа показателей ЧСС.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе Центра адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета в течение 12 месяцев. Экспериментальную группу составили 13 человек в возрасте 12-22 лет с диагнозом детский церебральный паралич. На протяжении исследования на занятиях адаптивной физической культурой при помощи нагрудного пульсометра фиксировались показатели ЧСС при каждом изменении направленности физических упражнений, а также их очередности.
Результаты исследования и выводы. Анализ результатов показал, что однообразной реакции ЧСС на изменение направленности упражнений не наблюдается, но выявлены два варианта структуры занятия, при котором у участников исследования физиологическая кривая выстраивается максимально близко к эталонным значениям. В первом варианте (по показателям 60% участников) упражнения чередуются в такой последовательности: силовые упражнения (ЧСС от 80 до 95 уд/мин), циклические упражнения (ЧСС 120 уд/мин), упражнения на статокинетическую устойчивость (ЧСС 131), суставная гимнастика (ЧСС 75 уд/мин). Во втором варианте (по показателям 40% участников) упражнения чередуются следующим образом: суставная гимнастика (ЧСС 65 уд/мин), упражнения на статокинетическую устойчивость (ЧСС 124 уд/мин), аэробные упражнения (ЧСС 131 уд/ мин), силовые упражнения (ЧСС 74уд/мин). Результаты исследования рекомендуется применить при планировании структуры занятий для детей с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: физиологическая кривая, структура занятий, частота сердечных сокращений, детский церебральный паралич, адаптивная физическая культура.

Литература

  1. Гросс Н.А. Контроль состояния организма детей-инвалидов с двигательными нарушениями при использовании активных физических упражнений в реабилитации / Н.А. Гросс, Т.Л. Шарова, В.А. Клендар, А.В. Молоканов // Вестник спортивной науки. – 2023. – № 2. – С. 55-62.
  2. Киэлевяйнен Л.М. Обеспечение аэробного режима работы на занятиях адаптивной физической культурой для людей с детским церебральным параличом / Л.М. Киэлевяйнен // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. – С. 56-58.
  3. Клендар В.А. Анализ влияния физических нагрузок на функциональное состояние детей-инвалидов с ДЦП различных возрастных групп в зависимости от уровня больших моторных функций (GMFCS) при проведении занятий по физической реабилитации / В.А. Клендар, Н.А. Гросс, А.Н. Корженевский // Вестник спортивной науки. – 2022. – № 6. – С. 40-48.
  4. Пелевин Ю.В. Динамическая оценка функционального состояния кардиореспираторной системы у детей с детским церебральным параличом / Ю.В. Пелевин, В.И. Николаенко, О.В. Кудряшова, Е.В. Афанасьева, М.А. Лебедева, В.А. Бадил, М.М. Хомич, Л.А. Носкин // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2011. – Т. 90. – № 5. – С. 82–87.