Экономичность как критерий оценки оптимальности физической активности человека

ˑ: 

Кандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин2
Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев1
Кандидат исторических наук, доцент Е.С. Новикова2
Кандидат педагогических наук, доцент С.П. Михайловкий2
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, Санкт-Петербург

Цель работы – обоснование экономичности в системе критериев оценки оптимальности физической активности человека.
Методика и организация исследования. В научной работе использованы междисциплинарный подход, теоретический анализ и обобщение, сравнение и наблюдение.
Результаты исследования и выводы. Сегодня востребована оптимальная физическая активность, определяющая эффективность занятий физическим воспитанием и спортом; оптимизация физической активности – инструмент повышения адаптивности, а она служит основой достижения экономичности движений; экономичность проявляется при минимальных ресурсных затратах, когда возможен максимальный результат физической активности; поэтому она является критерием оценки оптимальности; определение экономичности основано на сопоставлении ресурсозатрат и эффективности движений, далее вычисляется коэффициент полезного действия; экономичность физической активности лучше разработана в биохимии, физиологии, психофизиологии, биомеханике, в психологии и педагогике спорта актуальны исследования.

Ключевые слова: экономичность, критерии оптимальности, физическая активность.

Литература

  1. Алякринский Б.С. Адаптация в аспекте биоритмологии. Проблемы временной организации живых систем / Под ред. А.И. Генина / Б.С. Алякринский. – М.: Наука, 1979. – С. 8-36.
  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп., перераб. / Н.М. Амосов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.
  3. Бальсевич В.К. Что нужно знать о движениях человека // Физическая культура: научно-методический журнал. – № 2. – 1997. – С. 46-50.
  4. Гориневский В.В. Избранные произведения. Т. 1. / Под общ. ред. В.В. Гориневской. - М.: Физкультура и спорт,1951. – 318 с.
  5. Григорьев В.И. Кейс-технологии в атлетической подготовке студентов / В.И. Григорьев, А.Б. Моховиков, С.А. Сидоренко / Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 3. – С. 17-19.
  6. Зимкин Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта / Н.В. Зимкин, А.Б. Коробков, Я.Б. Лехтман и др. – М.: Физкультура и спорт,1955. – 416 с.
  7. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  8. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. 2-е изд. / М.М. Камшилов. – М.: Наука,1979. – 256 с.
  9. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. – Т. 2. – Ч. 1. - М.: ФиС, 1951. – 444 с.
  10. Мазаненко О.М. Эстетические корреляты творческого сознания / О.М. Мазаненко // Вестник ТвГУ. – Серия «Философия». – 2019. – № 1 (47). – С. 70-80.
  11. Марищук В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена / В.Л. Марищук // Стресс и тревога в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 72-86.
  12. Розен Р. Принцип оптимальности в биологии / Р. Розен. – М.: АН СССР, 1956. – 214 с.
  13. Хуббиев Ш.З. Концепция экологизации физкультурной деятельности человека оздоровительной направленности: учебно-методическое пособие / Ш.З. Хуббиев. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. – 304 с.