Сравнительная оценка показателей физической активности и спортивной мотивации студентов физкультурных вузов России и Китая

ˑ: 

Аспирант Е. Ван1
PhD Т. Чжун3
Профессор Я. Ли2
Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Галышева1
1Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
2Баодинский университет, Баодин, Китай
3Хэнаньский педагогический университет, Хэнань, Китай

Цель исследования – провести сравнительной оценки уровня физической активности и спортивной мотивации студентов физкультурных вузов России и Китая.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилось среди 223 студентов физкультурных вузов: российские студенты 96 человек (56 женщин и 40 мужчин), китайские студенты 127 человек (57 женщин и 70 мужчин). Для достижения цели использовались: короткий вариант международного опросника физической активности (IPAQ), опросник «Шкала спортивной мотивации». Результаты анализировались отдельно среди студентов-мужчин и студенток-женщин.
Результаты исследования и выводы. Наличие достоверных различий по времени, затрачиваемому на высокоинтенсивную физическую активность (p≤0,01) и на ходьбу (p≤0,01), данные показатели выше у российских студентов-мужчин, по сравнению с китайскими студентами-мужчинами. Достоверных различий среди студенток-женщин не выявлено. Полученные данные свидетельствуют об определенном различии в образе жизни студентов разных стран и в предпочтениях видов физической активности. Исследование спортивной мотивации доказало, что оно достоверно выше у китайских студентов как мужчин, так и женщин (p≤0,01). Данные доказывают высокую роль культурного фактора в формировании спортивной мотивации студентов.

Ключевые слова: уровень физической активности, спортивная мотивация, студенты, физкультурные вузы, Россия, Китай.

Литература

  1. Короткий международный опросник для определения физической активности. URL: https://online-edu.ranepa.ru/ (дата обращения: 9.12.2023).
  2. Рогалева Л.Н. Перспективы развития кросс-культурных исследований в области спортивной психологии / Л.Н. Рогалева, А.С. Алхаруф, К.Е. Старикова, Е. Ван // Мат. Всероссийской науч.-практ. конф. с межд. участием «История, современность и инновации в спортивной науке». Санкт-Петербург, 2023. – С. 359-363.
  3. Шаохан Ч. Особенности эмоционального интеллекта у китайских и российских студентов-спортсменов, занимающихся восточными видами единоборств / Ч. Шаохан, А.А. Корманов, Л.А. Боярская, Е.Е. Леонова // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. – 2023. – Т. 3. – № 1. – С. 24-33.
  4. Юй И. Формирование психологического благополучия студентов института физической культуры в процессе освоения курса «Основы традиционной китайской спортивной культуры» / И. Юй, Л.Н. Рогалева, Г.А. Ямалетдинова, А.М Буркова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 8. – С.37-39.
  5. Mallett C. et al. Sport motivation scale-6 (SMS-6): A revised six-factor sport motivation scale. Psychology of Sport and Exercise. 2007. No. 8. pp. 600-614.