Физическая подготовленность и типологические проявления свойств нервной системы студентов с разной двигательной активностью

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко1
Т.Ф. Зелова1

Кандидат педагогических наук, доцент М.Х. Спатаева1
1Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск

Цель исследования – выявление особенностей физической подготовленности и типологических проявлений свойств нервной системы обучающихся, выбравших разные виды двигательной активности.
Методика и организация исследования. В научной работе, проводимой с 2021 по 2022 гг., участвовали студенты 1-го курса (юноши) ФГБОУ ВО «Си бАДИ» (107 человек). В начале учебного года для занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» студентам было предоставлено право самостоятельно выбрать виды двигательной активности (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, пауэрлифтинг). Исследование проводилось в группах студентов, выбравших настольный теннис (54 человека) и пауэрлифтинг (53 человека).
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эксперимента установлены различия в проявлениях двигательных способностей и типологических свойств нервной системы у студентов, выбравших в рамках занятий по физическому воспитанию разные виды двигательной активности (настольный теннис и пауэрлифтинг). Выявлено, что студенты, не имеющие спортивного опыта, но предпочитающие заниматься пауэрлифтингом, отличаются от сверстников, выбравших настольный теннис, более высоким уровнем силовых способностей, но уступают в проявлении быстроты. Также установлены значимые различия в типологических особенностях свойств нервной системы.

Ключевые слова: физическое воспитание, вид двигательной активности, физическая подготовленность, типологические свойства нервной системы.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное образование: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 5. – С. 19–22.
  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 464 с.
  3. Левушкин С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 7-17 лет с разными типами телосложения: дис. … докт. биол. наук: 03.00.13 / С.П. Левушкин. – Москва, 2005. – 300 с.
  4. Лубышева Л.И. Кинезиологический подход как методологическая основа спортизации физического воспитания / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 6. – С. 2-4.
  5. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. – 173 с.
  6. Манжелей И.В. Задачи физического воспитания детей и молодежи в контексте тенденций развития современного образования / И.В. Манжелей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 3. – С. 10-14.
  7. Пешкова Н.В. Особенности личностных характеристик студентов, занимающихся различными видами двигательной активности в рамках спортизации физического воспитания / Н.В. Пешкова // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 89-91.
  8. Ревенко Е.М. Индивидуальные особенности возрастного развития двигательных и интеллектуальных способностей: монография / Е.М. Ревенко. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2022. – 297 с.
  9. Сальников В.А. Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания / В.А. Сальников, Е.М. Ревенко, С.Е. Бебинов // Образование и наука. – 2012. – № 8. – С. 153-161.