Использование временных интервалов в спортивной тренировке

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Астахов
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга

Цель исследования – обосновать целесообразность использования в спортивной тренировке временного интервала продолжительностью 12,36 секунд и кратных ему величин.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в несколько этапов. В период с 2016 по 2018 г. – первый этап – изучалась динамика уровня развития специальной выносливости бегунов при использовании временного интервала 12,5 секунд и кратных ему величин в тренировочном процессе легкоатлетов-марафонцев. На втором этапе 2021 г. выявлялась динамика точности восприятия длительности временного интервала 12,5 секунд у спортсменов-любителей в зависимости от возраста. На третьем этапе 2023 г. изучалась стабильность и изменчивость восприятия двух временных интервалов: индивидуальной минуты – 60 с и временного интервала продолжительностью 12,36 секунд и кратных ему величин: 24,7; 37,1; 49,4 секунды. Кроме того, в задачи исследования входила оценка целесообразности использования рассматриваемого интервала времени в тренировке детей 7-11 лет, занимающихся тхэквондо.
Результаты исследования и выводы. Ритмическая упорядоченность задаваемых во времени нагрузок обеспечивает протекание важнейших процессов в организме спортсменов с наименьшими энергетическими затратами, а значит повышает эффективность тренировочного процесса. Этот вывод подтверждается взаимосвязью временного интервала 12,36 с золотым сечением.

Ключевые слова: временной интервал 12,36 с, золотое сечение, целесообразность и эффективность использования в спортивной тренировке.

Литература

  1. Астахов А.В. Оценка «внутренней меры настоящего» как фактора эффективности физкультурно-спортивной деятельности / А.В. Астахов, К.В. К.В. Шишов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 2. – С. 34-35.
  2. Астахов А.В. Исследование возрастной динамики точности восприятия длительности «внутренней меры настоящего» у спортсменов / А.В. Астахов // Вестник Калужского университета. – 2021. – № 4 (53). – С. 55-57.
  3. Астахов А.В. Исследование стабильности и изменчивости восприятия времени у спортсменов. У истоков российской государственности. Результаты исследований, материалы / А.В. Астахов, Е.О. Моторин. – Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2023. – С. 55-57.
  4. Балакшин О.Б. Коды да Винчи – новая роль в естествознании? Дуализм альтернатив гармонии, познания и саморазвития систем. Изд. 4-е, испр. и доп. / О.Б. Балакшин. – М.: Изд-во ЛКИ, 2011. – 248 с.
  5. Габрысь Т. Анаэробная работоспособность спортсменов (Лимитирующие факторы, тесты и критерии, средства и методы тренировки): дис. ... докт. пед. наук / Т. Габрысь. – М., 2000. – 403 c.
  6. Джемс У. Психология. Под ред. Л.А. Петровской / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. 368 с.
  7. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас / Н.И. Моисеева. – Л.: Лениздат, 1991. – 156 с.
  8. Моторин Е.О. Методика использования ритмично повторяющихся временных интервалов в оздоровительной тренировке детей 9-11 лет (на примере тхэквондо). У истоков российской государственности. Исследования, материалы / Е.О. Моторин, И.О. Моторин, А.В. Астахов. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2022. – С. 74-77.