Жизнестойкость футболистов-студентов сборной команды с различными жизненными ценностями

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Н.И. Хохлова1
Кандидат педагогических наук, доцент О.Ю. Муллер1
Кандидат философских наук, доцент Т.А. Родермель1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – выявить многоаспектность взаимосвязи уровней жизненных ценностей и жизнестойкости футболистов студентов.
Методика и организация исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты сборной футбольной команды. Использовались методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди в русскоязычной адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.
Результаты исследования и выводы. Систематическая включенность студентов в спортивную деятельность актуализирует развитие ценностей, определяет личностные смыслы. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что развитие студенческого спорта, включенность студентов в активную спортивную деятельность является одним из условия формирования стрессоустойчивой личности. Социальная поддержка, общая деятельность, совместное решение проблемных ситуаций в спортивной игре взаимообуславливают высокий уровень жизнестойкости.

Ключевые слова: футбольная команда, студенческий спорт, жизненные ценности, жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска.

Литература

  1. Богомаз С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С.А. Богомаз, Д.Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 32. – С. 23-28.
  2. Гасанова И.Э. Показатели жизнестойкости у студентов-футболистов / И.Э. Гасанова, Н.И. Хохлова // Физическая культура и спорт: проблемы и перспективы: Сб. мат. XXI Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, Сургут, 18-19 ноября 2022 г. – Сургут: СурГУ, 2022. – С. 660-663.
  3. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
  4. Поручение президента РФ // https://sovetszfo.spbu.ru/wp-Пcontent/uploads/2021/07/olhovsky.pdf) (дата обращения: 12.01.2024).
  5. Тувышева Д.А. Эмпирическое исследование взаимосвязи качеств жизнестойкости и ценностно-смысловых ориентиров личности / Д.А. Тувышева, Г.И. Атаманова // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 1. – С. 156–164.
  6. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
  7. Фофанова Г.А. Жизнестойкость студентов с различными жизненными ценностями / Г.А. Фофанова // София: электрон. науч.-просветит. журн. – 2022. – № 2 – С. 85–91.
  8. Maddi S.R. Hardiness: An Operationalization of Existential Courage. Journal of Humanistic Psychology. 2004. Vol. 44. No.3. pp. 279-298.