Взаимосвязь показателей внутренней агрессии с возрастными категориями спортсменов в контексте проблемы нравственной вербальности в спорте

ˑ: 

Кандидат педагогических наук С.В. Скрыгин1
Кандидат педагогических наук А.Л. Юрченко1
Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Галочкин1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Ануров1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Цель исследования – определение доминанты агрессивности различных возрастных категорий спортсменов как потенциального фактора их асоциа­лизации.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 36 бывших спортсменов (2 – МСМК, 13 – МС, 12 – КМС, 9 – перворазрядники) различных возрастных категорий. На основании анкетного опроса (опросник Л.Г. Почебут) определялись величины агрессии и оценивалась ее направленность.
Результаты исследования и выводы. На основании полученных данных сформулирована гипотеза о причинно-следственной зависимости возраста бывших и действующих спортсменов с физической и вербальной агрессией. Статистически значимых связей возраста спортсменов с эмоциональной и предметной агрессией не обнаружено.
Для компенсации действия фактора вербальной агрессии в процессе социализации действующих спортсменов авторами предложен метод социально-психологического наставничества, в основе которого – тренерское педагогическое культивирование позитивной вербальности и контроль над приобретением положительного социального опыта.

Ключевые слова: виды агрессии, возрастные категории спортсменов, асоциализация спортсменов.

Литература

  1. Бутова Е.С. Проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры / Е.С. Бутова, Л.М. Демьянова // Наука без границ. – 2018. – № 5 (22) – С. 122-124.
  2. Кролевец Ю.Л. Многофакторность социального поведения в современном обществе: монография // Ю.Л. Кролевец, С.В. Скрыгин. – М.: Русайнс, 2021. – 186 с. 
  3. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие // Л.Г. Почебут. – С-Пб.: Питер, 2012. – 336 с.
  4. Скрыгин С.В. Современное нравственное воспитание на основе опыта христианской педагогики: монография // С.В. Скрыгин, В.Л. Ануров. – М.: Русайнс, 2020. – 167 с.
  5. Скрыгин С.В. Особенности психологических взаимоотношений преподавателей физической культуры в вузе / С.В. Скрыгин, А.Л. Юрченко // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 3. – С. 53-55.
  6. Скрыгин С.В. Особенности влияния фактора внутренней агрессии на социализацию спортсменов после завершения карьеры / С.В. Скрыгин, П.В. Галочкин, А.Л. Юрченко, В.Л. Ануров // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 4. – С. 116-118.
  7. Хорунжий А.Н. К проблеме социальной адаптации высококвалифицированных спортсменов / А.Н. Хорунжий // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 5. – С. 42-44.