Конкретизация смысловых конструктов юными спортсменами как условие реализации установки тренера на качество тренировочной деятельности

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким1, 2
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
Е.В. Корнеев2

1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – определить смысловое поле деятельностных опор углубленного освоения танцевальной композиции юными спортсменками в чирлидинге на этапе детализированной отработки двигательного действия и сопряженность избранной установки с частными характеристиками фрагментов тренировочной деятельности.
Методика и организация исследования. В научном эксперименте использовались педагогическое наблюдение, интервьюирование, корреляционный, кластерный, факторный анализ, интерпретация данных, который проводился при реализации программы спортивной направленности в ФГБОУ ВО «МПГУ» (n=50), в нем участвовали юные спортсменки (12-13 лет), занимающиеся чирлидингом.
Результаты исследования и выводы. Освоение техники двигательных действий на этапе углубленного изучения позволяет рассматривать данный процесс как процесс интеллектуальной активности тренера и спортсмена – как ведущего субъекта деятельности. Выделенные характеристики обуславливают синхронизацию действий за счет освоения макета движений, удержания темпа их исполнения, динамического равновесия при сохранении позы и положения, и реализации способности к согласованию положений головы, корпуса тела во вращательных, линейных движениях, на противоходе, к своевременному выведению стоп и кистей в конечные точки фазы движения.

Ключевые слова: обучение, ориентировочная основа двигательного действия, установка тренера, интеллектуальная активность, смысловые конструкты.

Литература

  1. Бернштейн А.Н. О построении движений / А.Н. Бернштейн. – Москва: ЕЕ Медиа, 2024. – 254 с.
  2. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: теория и методика / М.М. Боген; предисл. П.Я. Гальперина. – Изд. 4-е, испр. и доп. – Москва: Либроком, 2013. – 219 с.
  3. Гордеева Н.Д. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности: методы и результаты / Н.Д. Гордеева, В.М. Девишвили, В.П. Зинченко; Под ред. [и с предисл.] В.П. Зинченко; Гос. ком. Совета Министров СССР по науке и технике. Всесоюз. науч.-исслед. ин-т техн. эстетики. – Москва, 1975. – 174 с.
  4. Дмитриев С.В. Смысловое проектирование спортивных действий / С.В. Дмитриев, Д.Д. Донской // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 1. – С. 51-56.
  5. Кузьменко Г.А. Эмоционально-волевой и духовно-нравственный контексты интеллектуального запроса юных спортсменов на вербальное сопровождение образовательного процесса / Г.А. Кузьменко, А.С. Савкин // В сб.: Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения. Сб. статей восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами. Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. 2016. – С. 187-192.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля / Л.П. Матвеев. – 4-е изд. – Москва: Спорт, 2021. – С. 220-258.
  7. Шалманов А.А. Методологические основы изучения двигательных действий в спортивной биомеханике: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 01.02.08 / Рос. гос. акад. физ. культуры. – Москва, 2002. – 47 с.