Онтология здорового образа жизни: принципы и особенности мыследеятельности в контексте заботы о себе

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Садовников
Доктор философских наук, доцент В.Н. Гуляихин
Волгоградский государственный университет, Волгоград

Ключевые слова: здоровый образ жизни, забота о себе, мыследеятельность, физическая культура, онтология.

Введение. Несмотря на развернутую и постоянно действующую пропаганду здорового образа жизни, у значительной части молодых людей и у взрослого поколения еще не сформировался рациональный подход к заботе о себе и своем здоровье. Пассивное или даже негативное отношение значительных групп населения к необходимости вести здоровый образ жизни имеет ряд своих объективных и субъективных детерминант. К числу основных негативных факторов следует отнести проблему иррациональности мышления и поведения человека в контексте заботы о себе.

Цель исследования – определение онтологического значения трех концептуальных принципов мыследеятельности

Методика и организация исследования. В процессе исследования были использованы общенаучные методы абстрагирования (идеализация, схематизация, выделение сущностных оснований), сравнения, анализа и синтеза. Пролить свет на проблему отсутствия позитивного и рационального стремления человека к здоровой заботе о себе, когда ему о необходимости этого ежедневно говорят многочисленные группы воспитателей, учителей, ученых, политиков и СМИ, позволила теория мыследеятельности, разработанная психологом В. Я. Дубровским, который, взяв за основу положение о мышлении своего учителя Г. П. Щедровицкого, сформулировал три концептуальных принципа мыследеятельности: 1) не может быть мышления, отделенного от деятельности, и деятельности, отделенной от мышления; 2) мышление порождается в коммуникации, проявляется через коммуникацию и реализуется посредством коммуникации; 3) «чистое» мышление, осуществляемое с помощью неречевых средств, также является деятельностью в том смысле, что оно задается нормами и реализует нормы [1].

Литература

  1. Дубровский В.Я. Введение в общую теорию деятельности / В.Я. Дубровский [электронный ресурс] режим доступа:– http://www.fondgp.ru/fond/news/60
  2. Садовников Е.С. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий / Е.С. Садовников // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 7 (101). – С. 121–127.
  3. Соловьев Г.М. Становление деятельностного отношения студентов к физической культуре и здоровому образу жизни / Г.М. Соловьев, И.Е. Шаталова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 44–49.
  4. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. – М.: Наследие ММК, 2005. – 800 с.

Информация для связи с автором: evgeniysadov@mail.ru

Поступила в редакцию 20.03.2014 г.