Самоорганизация спортивных тренеров как важная составляющая их профессиональной компетентности

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор М.Г. Коляда1
Доктор педагогических наук, профессор С.И. Белых1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Бугаева1
Кандидат педагогических наук О.С. Олейник1
Аспирант Е.Ю. Шатохин1
1Донецкий государственный университет, Донецк

Цель исследования – теоретически обосновать роль самоорганизации спортивных тренеров как важной составляющей их профессиональной компетентности.
Методика и организация исследования. Методологией исследования выступает синергетика как современный подход к научному познанию. Она связана с формированием умений самоорганизации спортивных тренеров на основе синергетического подхода, через изучение и понимание процессов самоуправления в контексте тренерской деятельности с использованием принципов этой науки.
Результаты исследования и выводы. Применение синергетического подхода с позиции качественного улучшения самоорганизации спортивного тренера в открытой дидактически-тренировочной системе позволяет сделать выводы, что самоуправление собственным ростом тренерского мастерства в образовательно-тренировочной среде, с его нелинейностью и неопределенностью, приводит к свойствам эмерджентности и к использованию комплексного подхода и учету множества факторов, которые влияют на функционирование этого синергетического подхода в такой системе.
Таким образом, самоорганизация тренера как важная составляющая его профессиональной компетентности напрямую способствует развитию тренерского мастерства. Чем выше уровень самоорганизации, тем успешнее совершенствуются профессиональные навыки и умения. Личность с высоким уровнем самоорганизации более адаптирована, она обладает более высоким уровнем профессионально-тренерской подготовленности.

Ключевые слова: спортивный тренер, самоорганизация, синергетический подход, профессиональная компетентность.

Литература

  1. Каган М.С. Синергетическая парадигма – диалектика общего и особенного в познании различных сфер бытия / М.С. Каган  // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс, 2002. – 495 с.
  2. Коляда М.Г. Формирование умений самоорганизации будущих тренеров на основе синергетического подхода / М.Г. Коляда, С.И. Белых, С.С. Горбачев, Е.Ю. Дониченко // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 11. – С. 22–23.
  3. Санникова О.В. Синергетика в содержании и организации образования / О.В. Санникова, И.В. Меньшиков  // Вестник Удмуртского университета: Психология и педагогика. – 2009. – № 9. – С. 81-94.
  4. Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен. – М., 1985. – 320 с.
  5. Gasanova R.R., Setyaeva N.N., Khoteeva R.I., Arpentieva M.R. Socio-psychological and spiritual-moral problems of neurodidactics in inclusive practice. Psychopedagogics in Law Enforcement. 2022. Vol. 27. No.1 (88). pp. 79-86.