Динамика психологического здоровья студентов в процессе дополнительных занятий спортивными танцами

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Н.С. Шумова1
Жэнь Вэйвэй1

1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – выявить динамику психологического здоровья студентов в процессе дополнительных занятий спортивными танцами.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась с февраля по июнь 2023 года в Педагогическом университете г. Хуайин. Для получения эмпирических данных были использованы: шкала самоуважения Розенберга; симптоматический опросник SCL-90; шкала психологического стресса PSM-25; 12 показателей и итоговая оценка мастерства исполнения элементов спортивного танца. Испытуемые – студенты 2-3-го курсов, возраст 20-23 года, проходящие дополнительную учебно-тренировочную программу по спортивным танцам, были разделены на три группы: КГ – студенты, профессионально занимающиеся спортивными танцами; ЭГ1 – занимающиеся сложнокоординационными видами спорта, ЭГ2 – занимающиеся спортивными играми и единоборствами.
Результаты исследования и выводы. После прохождения дополнительной учебно-тренировочной программы по спортивным танцам у студентов достоверно улучшилось состояние психологического здоровья за счет повышения эффективности саморегуляции, психологической адаптации к учебно-тренировочным нагрузкам, снижения уровня психологического стресса, дистресса и негативных эмоций.
Социальная поддержка, формирование позитивных установок по отношению к себе, к занятиям танцами и к окружающим позволит повысить эффективность развития личности при прохождении дополнительной программы обучения спортивным танцам.

Ключевые слова: стресс, дистресс, адаптация, самооценка, психологическое здоровье, межличностные отношения.

Использованная литература

  1. Байковский Ю.В. Факторы, определяющие экстремальность спортивной деятельности / Ю.В. Байковский // Экстремальная деятельность человека. – 2016. – № 2 (39). – С. 49-53.
  2. Линь Ин. Исследование влияния занятий танцами студентов колледжа на физическую подготовку и психическое здоровье [D]. Колледж Сюйчан, 2018.
  3. Мруг А.И. Психологические составляющие гендерной идентичности студентов младших курсов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А.И. Мруг // Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2009. – 24 с.
  4. Пермякова М.В. Исследование динамики эмоциональных состояний у танцоров в зависимости от стиля преподавания тренера / М.В. Пермякова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2018. – № 1.
  5. Шумова Н.С. Формирование готовности к разрешению противоречий взаимодействия на примере студентов, специализирующихся в единоборствах: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.С. Шумова. – Москва, 2015. – 200 с.