Психологические особенности мотивации спортсменов в аспекте теоретического анализа

ˑ: 

Доктор искусствоведения, кандидат психологических наук, профессор С.Н. Лосева1
Г.И. Садыгов1

1Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск

Цель исследования – выявить научные аспекты рассмотрения феномена спортивной мотивации как психологической особенности спортсменов.
Методика и организация исследования. Использовались теоретические методы исследования: сравнительно-типологический (имеет большое значение при анализе литературы по проблеме исследования), метод обобщения и систематизации (обобщение понятий и определений, установление общих свойств и признаков на основе научных исследований в работе с источниками).
Результаты исследования и выводы. Определена роль мотивации в психологической науке, описаны исторические аспекты исследования мотивации и выявлены особенности проявления спортивной мотивации. Также определяется понятие личности в психологии, выявляется специфика психического состояния личности спортсмена в процессе формирования спортивной мотивации. Полученные выводы отражают ключевую роль мотивации в формировании отношения к спорту, особенно в годы становления, подчеркивая необходимость значимого подхода к исследованию мотивации. Этот подход фокусируется на значительном влиянии социальной среды, воспитании устойчивой самооценки и реалистичном формировании стремлений спортсменов, что в конечном итоге повышает психическую устойчивость, решительность и общую самоотдачу.

Ключевые слова: спортивная мотивация, спортивная деятельность, личность спортсмена.

Литература

  1. Берилова Е.И. Особенности взаимосвязи перфекционизма и личностной зрелости у спортсменов / Е.И. Берилова, Ю.М. Босенко, А.С. Распопова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – №. 8 (186). – С. 340-343.
  2. Дробышева К.А. Особенности взаимосвязи диспозиционного оптимизма и мотивации спортсменов разного возраста / К.А. Дробышева // Ученые записки университета им. Лесгафта. – 2022. – № 1 (203). – С. 517-520.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
  4. Лосева С.Н. Роль синестезии в творческой деятельности композиторов / С.Н. Лосева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2021. – № 43. – С. 207-213.
  5. Митусова Ю.В. Мотивация как основной фактор спортивной деятельности у студентов / Ю.В. Митусова, Ю.Л. Кролевец // Самоуправление. – 2022. – № 1 (129). – С. 431-434.
  6. Непочатых А.В. Особенности спортивной мотивации подростков: личностный и групповой аспекты / А.В. Непочатых // Коллекция гуманитарных исследований. – 2022. – № 3 (32). – С. 15-25.
  7. Рябчиков В.В. Структура спортивной мотивации российских спортсменов юношеского возраста / В.В. Рябчиков, С.М. Ашкинази, Д.И. Воронов, А.В. Мигунова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – №10. – С. 19-21.
  8. Стоянов А.С. Ожидания как фактор мотивации спортсмена / А.С. Стоянов, К.Г. Спицына // Гуманитарные исследования Центральной России. – 2022. – №1 (22). – С. 86-95.
  9. Фирсов М.Н. Развитие мотивации достижения в спортивной деятельности на примере баскетболистов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.Н. Фирсов. – Астрахань, 2006. – 131 с.
  10. Чернявская Я.Ю. Возрастные особенности взаимосвязи перфекционизма и личностных свойств у гимнасток / Я.Ю. Чернявская // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2016. – Т. 1. – №. 1. – С. 243-246.