Задачи и критерии эффективности психологической подготовки стрелков из лука на этапе начальной и углубленной специализации

ˑ: 

Н.В. Доленко1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Чернышева2
Кандидат педагогических наук, доцент Д.Г. Радченко3
Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Кадомцева4
1Сибирский федеральный университет, Красноярск
2Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск
3Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
4Красноярский государственный медицинский университет им. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск

Цель исследования – выявить задачи и критерии эффективности психологической подготовки спортсменов на начальном и углубленном этапах специализации спортсменов в стрельбе из лука.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в спортивных клубах по стрельбе из лука «Центр стрельбы из лука» и «Стрелы Енисея» в г. Красноярске. В работе приняли участие спортсмены второго и третьего года обучения по направлению «блочный лук». В ходе этапа начальной специализации было уделено особое внимание полноценной физической подготовке детей, а также освоению ими оптимальной спортивной техники. На этапе углубленной специализации в процессе тренировок акцент делался на психологическую подготовку юных спортсменов-лучников.
Результаты исследования и выводы. Результаты эксперимента подтвердили, что психологическое сопровождение играет важную роль в системной работе со спортсменами. Оно дополняет учебно-тренировочную и соревновательную деятельность, способствует развитию мастерства, физических качеств, а также формированию деятельностно-обусловленных субъектных свойств личности.

Ключевые слова: спортсмены, психологическая подготовка, стрельба из лука, этапы специальной подготовки.

Литература

  1. Дашинимаева А.Б. Модельные показатели психомоторных качеств стрелков высокой квалификации / А.Б. Дашинимаева, Е.В. Романина // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2012. – № 2 (24). – С. 35–39.
  2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – Питер, СПб., 2008. – 352 с.
  3. Киселев Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности / Ю.Я. Киселев. – М.: Знания, 1990. – 64 с.
  4. Скурихина Н.В. Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе: монография / Н.В. Скурихина // Сиб. федер. ун-т., Красноярск, 2016. – 202 с.
  5. Тарасова Л.В. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «стрельба из лука» / Л.В. Тарасова, Ю.Н. Шилин, Т.А. Кирочкини // Министерство спорта Российской Федерации, Российская федерация стрельбы из лука, ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» – М., 2016. – 130 с.
  6. Шилин Ю.Н. Комплексный метод произвольной психической саморегуляции для повышения помехоустойчивости стрелков из лука / Ю.Н. Шилин // Детский тренер – 2006. – № 2. – С. 85-92.