Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук А.В. Кокурин
Кандидат психологических наук Л.Г. Майдокина
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Ключевые слова: спортивное мастерство, психологическая компетентность, спортсмен, развитие.

Актуальность. Усиление позиций Российской Федерации в спорте доказывает значимость целенаправленной работы по формированию спортивного мастерства высококвалифицированных спортсменов. Курс, заданный Олимпиадой-2014, подтверждает необходимость укрепления статуса России как спортивной державы посредством развития профессионального спорта, который немыслим без развития спортивного мастерства каждого спортсмена. В системе спортивной подготовки борцов ведущее место занимает развитие спортивного мастерства, которое способствует качественному осуществлению профессиональной деятельности. Спортивное мастерство – это системное свойство, определяющее успешность и эффективность спортивной деятельности и высокий уровень достижений в конкретном виде спорта; результат целенаправленной подготовки спортсмена [3].

Среди компонентов спортивного мастерства борцов важнейшее место занимает психологическая компетентность, на основе которой осуществляется ориентировка на противника (его замыслах, состояниях, намерениях, личностных особенностях и т. п.) и на самом себе как субъекте борьбы. При равенстве физических и технико-тактических возможностей побеждает тот, кто оказывается интеллектуальнее и проницательнее, кто может разглядеть замысел противника, понять его состояние, почувствовать его сильные и слабые стороны и воспользоваться этим знанием. Развитие психологической компетентности представляет собой одну из важных задач психологической подготовки спортсменов и одновременно одну из задач формирования спортивного мастерства.

Литература

  1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Советский спорт, 2012. – 312 с.
  2. Кильмяшкина Т.А. Теоретические и технологические основы развития психологической компетентности студента педагогического вуза / Т.А. Кильмяшкина, Л.Г. Майдокина // Российский научный журнал. – 2011. – № 2(21). – С. 92–97.
  3. Кокурин А.В. Педагогические условия формирования спортивного мастерства в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Кокурин. – Саранск, 2006. – 18 с.
  4. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте: монография / В.Р. Малкин. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 200 с.
  5. Сетяева Н.Н. Психическая саморегуляция в подготовке спортсменов высокой квалификации циклических видов спорта: монография / Н.Н. Сетяева, А.В. Фурсов. – Сургут: РИО СурГПУ. – 2010. – 196 с.

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2014 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Информация для связи с автором: kokurin68@mail.ru

Поступила в редакцию 15.03.2014 г.