Психологическое благополучие спортивно одаренных подростков в образовательной среде

ˑ: 

Доктор психологических наук, доцент Е.Б. Лактионова1
Кандидат психологических наук, доцент А.В. Орлова1
Кандидат психологических наук И.В. Кондакова1
Доктор педагогических наук, доцент А.Г. Грецов1, 2
1Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявление взаимосвязи между показателями психологического благополучия спортивно одаренных подростков и психологической безопасностью образовательной среды в разных видах школ.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 26 спортивно одаренных подростков, имеющих достижения в спортивной сфере, обучающихся в общеобразовательных (14 человек) и специализированных школах физико-математического и естественно-научного профилей (12 человек). Использовались методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, «Шкала субъективного благополучия» и «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой.
Результаты исследования и выводы. Для спортивно одаренных подростков характерны средний уровень психологического и субъективного благополучия, защищенность от психологического насилия и высокая удовлетворенность образовательной средой, низкий уровень ее референтной значимости. Достоверно значимых различий между спортивно одаренными подростками в специализированной и общеобразовательной средах не установлено, однако на уровне тенденции уровень благополучия выше в специализированной среде, а уровень психологической безопасности – в общеобразовательной. Полученные результаты важны для построения индивидуального психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных подростков, обучающихся в различных образовательных средах.

Ключевые слова: спортивно одаренные дети, психологическое благополучие, образовательная среда, подростки.

Литература

  1. Кузьмин Д.В. Самооценка здоровья спортсменами и ее психологическая коррекция: дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2013. – 228 с.
  2. Перфильева Е.Н. Жизненные стратегии развивающегося профессионала в сфере физической культуры и спорта: дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2001. – 241 c.
  3. Рассказова Е.И. Психологическая саморегуляция, субъективное благополучие и копинг-стратегии у профессиональных спортсменов / Е.И. Рассказова, С.В. Леонов, Е.В. Ениколопова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2018. – № 11 (4). – С. 24-38.
  4. Харитонова И.В. Особенности взаимосвязи самооценки физического развития, социально-психологической адаптации, самоотношения и субъективного благополучия спортсменов подросткового возраста / И.В. Харитонова, Ю.М. Босенко, А.С. Распопова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – № 25 (4). – С. 240-244.
  5. Fransen K., McEwan D., Sarkar M. The impact of identity leadership on team functioning and well-being in team sport: Is psychological safety the missing link? Psychology of Sport and Exercise. 2020. Vol. 51. No. 101763. Available at: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2020.101763