Методика оценки социального интеллекта тренера

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.О. Смолдовская1, 2
Е.А. Красавцева1

1Смоленский государственный университет спорта, Смоленск
2Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва

Цель исследования – разработка и психометрический анализ методики «Социальный интеллект тренера».
Методика и организация исследования. Выборку составили 120 тренеров (78 мужчин и 42 женщин, в возрасте от 21 до 65 лет) различных видов спорта; 98 студентов восьми специализаций СГУС г. Смоленска и 45 спортивных психологов. Был проведен корреляционный анализ, конфирматорный факторный анализ, проверка психометрических показателей: репрезентативности, надежности, конвергентной и дивергентной валидности. Конкурентная валидность определялась с помощью тестов: вербального интеллекта (Дж. Баррета), невербального интеллекта (Равена), множественного интеллекта: пространственно-визуальный, межличностный, внутриличностный (Г. Гарднера).
Результаты исследования и выводы. Эмпирически верифицированы четыре субшкалы социального интеллекта тренера, определены нормы выраженности каждой способности. Проиллюстрированы примеры содержания заданий методики. Разработанная методика «Социальный интеллект тренера» надежна и валидна и может быть предложена для научного и практического использования в практике спорта с возможностью экстраполяции для диагностики спортсменов, судей, родителей.

Ключевые слова: социальный интеллект, взаимодействие, тренер, спортивная деятельность.

Литература

  1. Белоконь В.О. Эмоциональный и социальный интеллект как ресурсы психической устойчивости в условиях индивидуальной деятельности / В.О. Белоконь // Психология психических состояний. Сб. матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов. Под общей редакцией Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. 2020. – С. 74-77.
  2. Бондарчук Е.В. Особенности развития эмоционального и социального интеллекта у будущих социальных педагогов и педагогов-психологов / Е.В. Бондарчук // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2021. – № 21-4. – С. 65-75.
  3. Казаренков В.И. Связь эмоциональных свойств студентов и их поведения в межличностных конфликтах / В.И. Казаренков, М.М. Карнелович, Т.Б. Казаренкова // Психолого-педагогический поиск. – 2021. – № 1(57). – С. 121-131.
  4. Смолдовская И.О. Гендерные характеристики социального интеллекта спортивного тренера как ресурс профессионального взаимодействия / И.О. Смолдовская // Сб. матер. 73-й науч.-практ. и науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «СГУС» по итогам НИР за 2022 год. Статьи и тезисы докладов профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «СГУС». – Смоленск, 2023. – С. 214-217.
  5. Филина Н.А. Социальный интеллект как основа коммуникативной компетентности в системе взаимодействия «тренер-спортсмен» / Н.А. Филина // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 48.