Применение интерактивных методов обучения при подготовке спортивных тренеров в вузах КНР

ˑ: 

Аспирант Чжай Синчэнь1
Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова2
Аспирант Го Эрни1, 2
1Чжэнчжоуский университет, Чжэнчжоу, Китай
2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – оценить уровень востребованности интерактивных методов обучения при проведении занятий, направленных на приобретение специальных знаний, профессиональных умений и навыков у будущих тренеров по настольному теннису.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие девять преподавателей Чжэнчжоуского университета спорта и четыре преподавателя РУС «ГЦОЛИФК». Экспертам было предложено выразить мнение об используемости и значимости интерактивных методов при проведении практических занятий, направленных на приобретение специальных знаний, профессиональных умений и навыков у обучаемых. Все опрошенные являлись высококвалифицированными специалистами по настольному теннису и имели стаж педагогической работы более 10 лет.
Результаты исследования и выводы. Результаты экспертного опроса по оценке применяемости методов интерактивного обучения в образовательном процессе со студентами спортивных вузов (W=0,897), ориентированных на подготовку тренеров по настольному теннису, свидетельствуют о том, что преподаватели чаще всего используют такой метод, как тренинг, и 61,5% респондентов поставили его на 1-е место, а 38,5% – на 2-е. Кроме того, необходимо выделить применяемость метода моделирования, и 61,5% респондентов поставили его на 2-е место, но 38,5% – выделяют его как основной, поставив его на 1-е место.
Однако, давая оценку значимости используемых интерактивных методов обучения на практических занятиях со студентами, специализирующимися в настольном теннисе, эксперты выделили, прежде всего, ролевую игру как наиболее эффективный метод подготовки тренеров (W = 0,874). Это объясняется тем, что в ролевой игре активизируются внимание, восприятие, память, воображение, а также реализуются познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты имитируемых ситуаций.

Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные средства обучения, подготовка тренеров, используемость и значимость, ролевая игра.

Литература

  1. Дoрoфeeв A.A. Прoфeссиoнaльнaя кoмпeтeнтнoсть кaк пoкaзaтeль кaчeствa oбрaзoвaния / A.A. Дoрoфeeв // Высшee oбрaзoвaниe в Рoссии. – 2005. – №4. – С. 31-33.
  2. Звездова А.Б. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / А.Б. Звездова, В.Г. Орешкин. – Режим доступа: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
  4. Кoмeлинa В.A. Прoфeссиoнaльнaя пoдгoтoвкa спeциaлистa в вузe: кoмпeтeнтнoстный пoдхoд: кoллeктив, мoнoгрaфия / В.A. Кoмeлинa, Д.A. Крылoв. – Йoшкaр-Oлa: МФ MOCA, 2008. – 200 с.
  5. Миронова Л.И. Электронные образовательные ресурсы как средство реализации инновационной педагогической технологии в вузе: монография / Л.И. Миронова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экономич. ун-та, 2010. – 196 с.
  6. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2010. – 362 с.
  7. Приказ Минтруда России от 28.03.2019 № 191н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» (зарегистрировано в Мин­юсте России 25.04.2019 № 54519) Об утверждении профессионального стандарта "Тренер" от 28 марта 2019 – docs.cntd.ru.