Влияние технологии физической подготовки студенток, основанной на учете особенностей телосложения на различные компоненты физического состояния

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1
Кандидат педагогических наук М.С. Фесенко1
Ли Сюнь1

Кандидат биологических наук, доцент И.А. Мищенко2
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
2Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк

Цель исследования – определить влияние технологии физической подготовки, основанной на учете особенностей телосложения, на физическую работоспособность, двигательную подготовленность и вегетативную регуляцию сердца студенток.
Методика и организация исследования. Типы телосложения студенток определялись по методике Штефко-Островского. Для оценки эффективности технологии использовался комплекс методов, позволяющих определить физическую подготовленность, физическую работоспособность и показатели вариабельности сердечного ритма. В процессе исследования использовались две группы: экспериментальная (118 студенток), занимающаяся в соответствии с требованиями технологии, и контрольная (105 студенток), выбравшая двигательные режимы, несоответствующие требованиям технологии.
Результаты исследования и выводы. Изучение воздействия технологии физической подготовки на различные компоненты физического состояния студенток показало ее высокую эффективность, о чем свидетельствует тот факт, что абсолютно все анализируемые показатели в экспериментальной группе имели положительный прирост. Причем в 76,9% случаев были выявлены достоверные приросты показателей, характеризующих вегетативную регуляцию сердца, аэробную производительность, развитие гибкости, скоростно-силовых качеств, общей и силовой выносливости.

Ключевые слова: технология физической подготовки, студентки, типы телосложения, виды двигательной активности, физическая работоспособность, двигательная подготовленность, вегетативная регуляция сердца.

Литература

  1. Гаврилова Е.А. Вариабельность ритма и спорт. Прогноз функционального состояния и соревновательной деятельности спорт­смена / Е.А. Гаврилова. – СПб.: Palmarium Academic Publishing, 2017. – 180 с.
  2. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
  3. Король В.М. Частота сокращений сердца у подростков разного уровня полового созревания в рестуционном периоде после работы до отказа / В.М. Король, В.Д. Сонькин, Л.И. Ратушная // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 8. – С. 27.
  4. Левушкин С.П. Влияние технологии физической подготовки студенток, основанной на учете особенностей телосложения на их физическую работоспособность / С.П. Левушкин, М.С. Фесенко, С. Ли // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 1. – С. 39-41.
  5. Штефко В.Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штефко, А.Д. Островский. – М.-Л.: Гос. мед. издат., 1929. – 79 с.