Рациональность применения общей разминки с волновым характером нагрузки для групп студентов с различным уровнем физической подготовленности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук С.А. Хоботов1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Плотникова2
Доктор педагогических наук, профессор М.Д. Кудрявцев3, 4, 5
Л.Н. Просвирина2
А.В. Балашев2

1Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации, Иркутск
2Иркутский государственный университет, Иркутск
3Сибирский федеральный университет, Красноярск
4Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
5Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск

Цель исследования – обоснование рациональности использования методики проведения общей разминки с волновым характером нагрузки для студентов с различным уровнем физической подготовленности.
Методика и организация исследования. Для определения рационального варианта проведения разминки в группе с различным уровнем физической подготовленности были проведены педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент. В экспериментальной группе проводилась разминка по одной из методик и велось педагогическое наблюдение. Применялись методики с линейным и волнообразным характером повышения нагрузки в беговой части разминки.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что величина нагрузки должна быть направлена на запуск анаэробного механизма энергообеспечения. С момента начала периода врабатывания через 10-15 секунд нагрузка снижается для предотвращения накопления кислородного долга.
Последовательное увеличение нагрузки в каждой «волне» запускает механизм функциональных изменений, в частности перестройку состояния организма занимающихся без накопления кислородного долга.
Волнообразный характер нагрузки позволяет занимающимся комфортно пройти процесс врабатывания с менее выраженным и вовремя компенсируемым утомлением. Тем самым волнообразный характер нагрузки обеспечивает оптимальную дальнейшую работоспособность занимающихся.

Ключевые слова: методика проведения разминки, механизмы врабатывания, физическая нагрузка, волновой характер нагрузки.

Литература

  1. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности / Р. Бака // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 5. – С. 52-55.
  2. Корягина Ю.В. Курс лекций по физиологии физкультурно-спортивной деятельности: учебное пособие / Ю.В. Корягина, Ю.П. Салова, Т.П. Замчий. – Омск: СибГУФК, 2014. – 152 с.
  3. Селезнева И.С. Биохимические изменения при занятиях физкультурой и спортом: учеб. пособие / И.С. Селезнева, М.Н. Иванцова // М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Урал. ун-т, 2019. – 162 с.
  4. Фарфель В.С. Физиология спорта: Очерки / В.С. Фарфель. – Москва: Физкультура и спорт, 1960. – 384 с.
  5. Физическая культура: учебное пособие / под ред. А.Г. Ростеванова – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. – 236 с.
  6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: Академия, 2003. – 478 с.
  7. Ярошевич И.Н. Анализ уровня физической подготовленности студентов квалификации «Бакалавр» для студентов строительного профиля / И.Н. Ярошевич // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2013. – Т. 1. – С. 55-055.