Дифференциация объема и направленности физической нагрузки городских школьников на основе анализа уровня их физической подготовленности

ˑ: 

А.О. Ахмедов1
ORCID ID: 0000-0001-6670-069X
А.А-К. Умаров1
ORCID ID: 0000-0003-1832-1091
К.Ш. Дунаев1
С-М.М. Джулагов1

ORCID ID: 0000-0003-1832-1091
1Чеченский государственный педагогический университет, Грозный

Цель исследования – экспериментально доказать эффективность методики дифференциации физической нагрузки обучающихся городских школ на основе анализа уровня их физической подготовленности.
Методика и организация исследования. Проведен педагогический эксперимент, в ходе которого были исследованы две группы учащихся в возрасте от 12 до 14 лет (контрольная и экспериментальная группа). Этапы исследования включали в себя выявление исходного уровня физической подготовленности, анализ результатов и их сопоставление с нормативами, разработку и апробацию методики дифференциации объема и направленности физической нагрузки городских школьников на основе анализа уровня их физической подготовленности, а также повторное тестирование для оценки эффективности методики.
Результаты исследования и выводы. Ограниченный объем физических задач в контрольной группе сказывается на уровне физической подготовленности, классифицируемом как низкий и ниже среднего. Данные экспериментальной группы, которая занималась по программе с дифференцированной физической нагрузкой на основе анализа уровня их физической подготовленности, показали значительное улучшение результатов тестов в тех физических качествах, на развитие которых была направлена дифференциация. Результаты математической обработки данных эксперимента демонстрируют эффективность использования экспериментальной методики для совершенствования процесса физического воспитания в городских школах, а также для разработки персонализированных программ, учитывающих специфику городской среды и индивидуальные особенности учащихся.

Ключевые слова: физическая подготовленность, дифференциация, школьники, физические качества, программы, физическое воспитание, физическая активность.

Литература

  1. Вахнин Н.А. Социокультурная концепция физической рекреации //  Н.А. Вахнин, М.А. Эльмурзаев, Е.Г. Вахнина // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 3. – С. 6-8.
  2. Гончарова Н.Н. Контроль физического состояния детей школьного возраста с использованием автоматизированных систем / Н.Н. Гончарова, Е.В. Потребенко // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2007. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-fizicheskogo-sostoyaniya-detey...
  3. Сбитнева О.А. Влияние физических нагрузок на уровень физической подготовленности / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-nagruzok-na-urove...
  4. Умаров Асланбек А-К. Дифференцированный подход к организации двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе / Асланбек А-К. Умаров, Асхаб О. Ахмедов, Саид-Магомед М. Джулагов и др. // Перспективы Науки и Образования. – 2023. – № 1 (61).
  5. Эльмурзаев М.А. Концептуальные основы формирования мотивации субъектов к физкультурно-рекреационной деятельности /  М.А. Эльмурзаев, И.А. Панченко, Е.С. Новикова // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 4. – С. 56-57.
  6. Emma Powell, Lorayne A. Woodfield, Alan M. Nevill, Increasing physical activity levels in primary school physical education: The SHARP Principles Model, Preventive Medicine Reports, Vol. 3. 2016. pp. 7-13. ISSN 2211-3355, https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2015.11.007
  7. Ługowska K., Kolanowski W., Trafialek J. Increasing Physical Activity at School Improves Physical Fitness of Early Adolescents. Int J Environ Res Public Health. 2023 Jan 28;20(3):2348. doi: 10.3390/ijerph20032348. PMID: 36767711; PMCID: PMC9915395
  8. Van Sluijs E.M.F., Ekelund U., Crochemore-Silva I., Guthold R., Ha A., Lubans D., Oyeyemi A.L., Ding D., Katzmarzyk P.T. Physical activity behaviours in adolescence: current evidence and opportunities for intervention. Lancet. 2021 Jul 31;398(10298):429-442. doi: 10.1016/S0140-6736(21)01259-9. Epub 2021 Jul 21. PMID: 34302767; PMCID: PMC7612669
  9. Wang D., Han X.L. Children's outdoor physical activities in Beijing urban-village neighborhood subjected to environmental factors: a case study on Dayouzhuang and Saoziying Neighborhood. Acta Sci. Nat. Univ. Pek. (2012) 48:841-7 (in Chinese). doi: 10.13209/j.0479-8023.2012.109
  10. Zhang S.Y., Lin S.N., Li Z.G., Guo Y. Influence of neighborhood environmental perception on self-rated health of residents in cities of China: a case study of Wuhan. Hum. Geogr. (2019) 34:32-40 (in Chinese). doi: 10.13959/j.issn.1003-2398.2019.02.005