Индивидуально-типологические особенности молодежи, вовлеченной в физкультурно-спортивную досуговую деятельность

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1
Л.А. Волков1

1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Цель исследования – выявление индивидуально-типологических особенностей молодежи, систематически занимающейся определенным видом физкультурно-спортивной досуговой деятельности на открытом воздухе.
Методика и организация исследования. В анкетировании приняли участие молодые жители г. Нижневартовска ХМАО-Югры в количестве 60 человек, занимающиеся в свободное время на открытом воздухе: воркаутом, футболом, волейболом, ходьбой или бегом, а также участники открытой фитнес-тренировки. Использовался личностный опросник Г. Айзенка по изучению индивидуально-психологических черт личности. Для выявления факторов вовлеченности молодежи в самостоятельно организуемую физкультурно-спортивную деятельность применялась авторская анкета.
Результаты исследования и выводы. Среди тех, кто предпочитает занятия воркаутом, ходьбой и бегом, преобладают интроверты. Высокие показатели экстраверсии выявлены у лиц, выбравших командные виды спорта. Открытые уличные фитнес-тренировки объединили молодых людей с различными психодинамическими характеристиками и типами темперамента. Обнаружена взаимосвязь между выбором формы участия в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях с типом темперамента и показателями экстраверсии/интроверсии. Полученные результаты констатируют  важность научного психолого-педагогического сопровождения физкультурно-спортивной деятельности молодежи, самостоятельно организующей свой досуг на открытом воздухе.

Ключевые слова: вовлеченность, темперамент, предпочтения, мотив, уличные виды спорта, психодинамические характеристики личности.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и Правительства ХМАО-Югры № 22-28-20241. https://rscf.ru/project/22-28-20241/

Литература

  1. Воронцов В.В. Проявление индивидуально-типологических особенностей личности в спортивной деятельности / В.В. Воронцов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 5. – С. 373-381.
  2. Давыдова С.А. Оценка вовлеченности молодежи в физическую рекреацию в условиях городской среды / С.А. Давыдова, Л.Г. Пащенко, А.Ю. Николаев, А.С. Хорькова // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 7. – С. 44-46.
  3. Драндров Г.Л. Особенности проявления свойств темперамента у подростков, занимающихся футболом и плаванием / Г.Л. Драндров, Л.А. Кудянова, Н.П. Чеснокова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 3.
  4. Иванова С.В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном уровне / С.В. Иванова, И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 2. – С. 42-47.
  5. Лубышева Л.И. Современные социальные противоречия массового спорта / Л.И. Лубышева, Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 9. – С. 3-5.
  6. Мосина Н.В. Характеристика и учет индивидуально-типологических особенностей, свойств нервной системы спортсменов в учебно-тренировочном процессе / Н.В. Мосина // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 6. – С. 16-21.
  7. Пешкова Н.В. Приобщение студенческой молодежи к соревновательной деятельности с позиции голографического подхода / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2015. – №12. – С. 84-86.