Особенности мотивации к успеху и готовности к риску у студентов с андрогинным типом гендера факультета физической культуры и спорта педагогического университета

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.П. Шустова1
Доктор педагогических наук, доцент С.В. Данилов1
Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Илькин1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – изучение особенностей мотивации к успеху и готовности к риску студентов факультета физической культуры и спорта педагогического университета с андрогинным типом гендера.
Методика и организация исследования. Научная работа выполнена в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова на выборке студентов-бакалавров очной формы обучения 1-4-го курсов факультета физической культуры и спорта. В качестве теоретических методов исследования применялись анализ результатов современных исследований, синтез, обобщения. Эмпирическим методом выступил констатирующий эксперимент, с применением методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методики диагностики степени готовности к риску Г. Шуберта и опросника С. Бем.
Результаты исследования и выводы. Анализ первоисточников выявил направление исследований, связанное с изучением мотивов студентов-спортсменов к спортивным достижениям и профессиональному развитию. Однако эти исследования не в полной мере описывают взаимосвязь особенностей мотивации студентов спортивных факультетов с их гендерными характеристиками. При реализации экспериментальной части исследования установлено, что в выборке студентов гетерогенной по половому составу, преобладающим является андрогинный тип гендера. Такие студенты мотивированы на достижение успеха, для большинства из них характерен высокий уровень мотивации. Готовность к риску у студентов-андрогинов проявляется в меньшей степени, чем склонность к осторожности. При этом не было обнаружено значимой связи между мотивацией к достижению успеха, с одной стороны, и склонностью к осторожному поведению, или готовностью к риску – с другой. Также не выявлено очевидной связи уровня мотивации достижения успеха и склонности к риску с командными или индивидуальными видами спорта студентов. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться при разработке спортивных заданий и упражнений, сочетающих ориентацию на успех с оптимальной долей риска как в индивидуальных, так и в командных видах спорта.

Ключевые слова: студенты спортивных факультетов, андрогинный гендер, мотивация к успеху, склонность к риску, индивидуальные и командные виды спорта.

Литература

  1. Белозерова Л.А. Мотивация к достижениям и преодолению стрессовых ситуаций студентами-спортсменами / Л.А. Белозерова, Е.А. Брагина, И.А. Николаева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 3. – С. 33-35.
  2. Гавришова Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительной физической подготовке и спортивной деятельности студентов по типу мотивации / Е.В. Гавришова, А.С. Грачев, А.А. Третьяков // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 1. – С. 44-47.
  3. Давыдова Ю.А. Мотивации студентов вузов к занятиям физической культурой и спортом: анкетирование / Ю.А. Давыдова, Е.В. Каргаполова, Н.Н. Денисенкова, Е.Н. Кананерова // Теория и практика физической культуры – 2021. – № 2. – С. 79-81.
  4. Кучерявенко А.В. Оценка динамики мотивации к будущей профессиональной деятельности как основа совершенствования учебного процесса в училищах олимпийского резерва / А.В. Кучерявенко, В.С. Рубин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2021. – Т. 6. – № 1. – С. 112–117.
  5. Морозова Л.В. Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом: гендерный подход / Л.В. Морозова, О.В. Загрядская // Управленческое консультирование. – 2014. – № 8 (68). – С. 155-162.
  6. Романов В.А. Развитие мотивации для независимой работы студентов, специализирующихся в физкультуре в педагогическом университете / В.А. Романов, Л.В. Руднева // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 2. – С. 106.
  7. Шустова Л.П. Компетентность учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании: возможности развития в системе повышения квалификации / Л.П. Шустова, С.В. Данилов // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 7. – С. 32.
  8. Юйлинь Ч. Развитие мотивации и интереса студентов к занятиям по физической культуре средствами спортивных танцев с учетом гендерных различий / Ч. Юйлинь // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2023. – № 4. – С. 53.
  9. Lean L. Mc., Taylor M., Jimenez M. Career choice motivations in teacher training as predictors of burnout and career optimism in the first year of teaching. Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 85. pр. 204-214.