Современные технологии коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста

Фотографии: 

ˑ: 

В.Н. Иваницкий
Кандидат педагогических наук, профессор
Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск
С.Б. Нарзулаев
Доктор медицинских наук, профессор
Н.А. Петухов
Кандидат педагогических наук, доцент
Российский государственный социальный университет, филиал в г. Томске

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат; дети дошкольного возраста; коррекции нарушений здоровья; технологии; лечебная, адаптивная физическая культура.

Исследования последних лет в области физического воспитания свидетельствуют о серьёзных нарушениях в здоровье, в частности об отклонениях в физическом развитии детей. По данным Института гигиены детей и подростков, в школу поступает около 40 % детей, имеющих от 2 до 5 патологий в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА), характеризующихся асимметрией плеч, сутулостью, деформацией нижних конечностей, плоскостопием и др. [1, 2].

По нашему мнению, одних физкультурных занятий, которые имеют общеукрепляющее значение для развития организма ребенка сегодня недостаточно. Физическая культура для детей с нарушениями здоровья должна основываться на адаптивных принципах в соответствии с их нозологической характеристикой.

Особое значение для здоровья ребенка имеет состояние стопы и позвоночного столба, поскольку они, наряду с другими, выполняют амортизационную (рессорную) функцию. Благодаря сводам стопы, лордозам, кифозам и межпозвонковым дискам позвоночника ударная волна, идущая от стоп до головного мозга, на 90 % состоящего из структурированной воды, уменьшается в 20–25 раз, что предохраняет его от сотрясения.

Литература

  1. Жданкина Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста / Н.В. Жданкина // Методические указания. – Екатеринбург.: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 169 с.
  2. Купрейчик А.В. Целительные точки на ступнях и ладонях / А.В. Купрейчик. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 192 с.
  3. Лечебная физическая культура в травмотологии и ортопедии: учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры и спорта / Сост.: С.Б. Нарзулаев, И.Н. Сафронова, Н.А. Петухов. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. – 168 с.
  4. Николайчук Л.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие / Л.В. Николайчук, Э.В. Николайчук. – Минск.: Книжный Дом. 2004. – 320 с.
  5. Петухов Н.А. Социально-педагогические аспекты восстановления здоровья лечебной физической культурой / Н.А. Петухов, В.Н. Иваницкий. – Томск, STAR, 2013. – 204 с.
  6. Рыжова С.П. Оздоровительная гимнастика для детей с нарушением осанки с использованием гимнастических мячей, разработанных Джоан Познер-Мейер / С.П. Рыжова. – М. Советский спорт, 2004. – 185 с.
  7. Целительные практики: точечный массаж / Подготовка текста Д. Орловой. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2011. – 192 с.

Информация для связи с автором: sport-tgasu@yandex.ru

Поступила в редакцию 12.03.2014 г.