Физическое развитие школьников, проживающих в новых субъектах Российской Федерации

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.Ф. Жуков1
Доктор медицинских наук, профессор Н.А. Скоблина2
Кандидат медицинских наук А.А. Татаринчик2
Кандидат биологических наук Д.И. Сечин3
Доктор педагогических наук, профессор Р.И. Платонова4
1Институт развития, здоровья и адаптации ребенка Министерства просвещения России, Москва
2Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва
3Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
4Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – оценка физического развития детского населения на новых территориях Российской Федерации.
Методика и организация исследования. Научная работа выполнена мае-июне 2023 года в Донецкой Народной Республики (ДНР) и Херсонской области в образовательных организациях. Осмотрены 2565 школьников 7-17 лет в ДНР и 1933 в Херсонской области. Использовались стандартная антропометрическая методика и инструментарий и велась выкопировка их официальной медицинской документации. Проведенное исследование не подвергало опасности участников, соответствовало требованиям биомедицинской этики и положениям Хельсинской декларации. Статистический анализ проводился с использованием программ StatTech v. 3.1.10 и IBM SPSS Statistics v. 23.0.0.0.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что ростовые кривые у школьников новых регионов выглядят традиционно. Однако школьники, проживающие в ДНР и более длительное время находящиеся под влиянием неблагоприятных факторов медико-социального характера, болеют чаще и пропускают по болезни больше дней, чем школьники в Херсонской области.
Необходимо продолжение исследований физического развития и состояния здоровья детей и подростков, проживающих на новых территориях; накопление новых научных данных, поскольку данные исследования лягут в основу разработки программ оздоровления, в том числе средствами физического воспитания.

Ключевые слова: школьники, физическое развитие, новые территории.

Литература

  1. Деревянкина Н.А. Психологическая диагностика эмоциональных реакций подростков и юношей из ЛНР, ДНР и вновь освобожденных территорий / Н.А. Деревянкина, М.А. Юферова // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 3 (132). – С. 137-147.
  2. Котова С.А. Ценностные ориентации и эмоциональное состояние подростков из ДНР и ЛНР в лагере РГПУ им. А.И. Герцена / С.А. Котова, Е.К. Веселова, М.В. Посадская и др. // Научное мнение. – 2023. – № 3. – С. 54-63.
  3. Кучма В.Р. Физическое развитие московских и киевских школьников / В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина, А.Г. Платонова // Гигиена и санитария. – 2011. – № 1. – С. 75-78.
  4. Макеева Н.Ю. Особенности психоэмоционального благополучия детей в условиях специальной военной операции / Н.Ю. Макеева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – № 2 (63). – С. 31-39.
  5. Морозюк С.Н. Особенности защитной рефлексии подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере подростков из ДНР) / С.Н. Морозюк, Ю.В. Морозюк, Е.С. Кузнецова // Методология современной психологии. – 2023. – № 17. – С. 207-216.
  6. Островский И.М. Изменение заболеваемости детей в условиях хронического стресса, связанного с боевыми действиями / И.М. Островский, Е.В. Прохоров, А.В. Налетов и др. // Медико-социальные проблемы семьи. – 2020. – Т. 25. – № 2. – С. 53-58.
  7. Платонова А.Г. Сравнительная оценка функционального состояния организма школьников Москвы и Киева / А.Г. Платонова, Н.А. Скоблина, Н.А. Бокарева и др. // Гигиена и санитария. – 2013. – Т. 92. – № 3. – С. 74-77.
  8. Чайка В.К. Программа мер по охране репродуктивного здоровья детей, подростков и молодежи в Донецком регионе / В.К. Чайка, И.В. Бабенко-Сорокопуд // Медико-социальные проблемы семьи. – 2021. – Т. 26. – № 2. – С. 5-13.
  9. Шелиспанская Э.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей из регионов локальных военных конфликтов в рамках летней многопрофильной образовательной лагерной смены / Э.В. Шелиспанская, Ю.М. Васина // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2023. – Т. 23. – № 1 (61). – С. 108-118.