Формирование навыков самостоятельной физической тренировки у студентов вузов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Щербин3
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Посохова3
Н.Г. Цаголова3

1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород
3Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – разработать педагогические рекомендации по формированию у студентов умений организации самостоятельных физических тренировок.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе белгородских и московских вузов. В нем приняли участие 340 студентов старших курсов. В экспериментальной группе применялись комплексы специальных и методических занятий, а также различные мероприятия, направленные на овладение навыков самостоятельных физических тренировок в течение семестра не реже одного раза в неделю. Для оценки уровня овладения умениями организовывать самостоятельные физические тренировки проводилось анкетирование.
Результаты исследования и выводы. Из всех оцениваемых умений высокий балл получили гностические умения. Это подчеркивает, что важную роль в организации самостоятельных физических тренировок имеют знания, которые должны быть актуальными. Немаловажными определяются организаторские умения. В рамках занятий необходимо решать задачи по формированию самообразовательной компетентности студентов. Это позволит по окончании вуза не испытывать сложности по организации и проведению самостоятельных физических тренировок для поддержания на высоком уровне физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая подготовка, учебный процесс, самостоятельная тренировка, студенты.

Литература

  1. Грачев А.С. Оценка изменения мотивов занятия физической культурой и спортом у студентов в период самоизоляции / А.С. Грачев, Д.Е. Егоров, Е.Н. Копейкина, А.С. Шепляков // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 12. – С. 58-60.
  2. Межман И.Ф. Физические упражнения как средство повышения работоспособности студентов во время экзаменов / И.Ф. Межман // Наука-2020. – 2021. – № 7 (52). – С. 166-173.
  3. Коваленко В.Н. Самостоятельная физическая тренировка с оздоровительной направленностью студентов / В.Н. Коваленко, И.С. Москаленко, В.П. Демеш // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 9. – С. 48-50.
  4. Петрова Л.Ю. Опыт организации дистанционного обучения по дисциплинам кафедры физического воспитания в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова / Л.Ю. Петрова, Е.Ю. Внукова, Е.Г. Михальченко, Р.Ю. Булычев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 3 (193). – С. 337-344.
  5. Смирнов А.Г. Самостоятельная подготовка на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» / А.Г. Смирнов, О.А. Маркова, Т.И. Величко, О.С. Цыганенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 7 (209). – С. 347-352.
  6. Трегубова С.Н. Применение дистанционных технологий в образовательном процессе физкультурного вуза / С.Н. Трегубова, О.Н. Бацина, А.В. Данилова, Н.Ю. Дрейко // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 11. – С. 30-31.
  7. Чекунова А.А. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни студентов / А.А. Чекунова, Р.Н. Калошин // Научный аспект. – 2017. – № 1-2. – С. 138-147.